Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 240027-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в части регулирования обмена и использования информации, полученной при проведении идентификации, для организаций, входящих в банковскую группу или банковский холдинг)",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона (далее - проект) устанавливаются положения об обеспечении обмена и использовании информации, полученной при проведении идентификации, для организаций, входящих в банковскую группу, банковский холдинг.
При этом проектом предусматривается возможность создания единой для участников банковской группы, банковского холдинга информационной системы для целей идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца (подпункт "в" пункта 2 статьи 1 проекта).
Указанная информационная система согласно классификации информационных систем, содержащейся в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ), будет относиться к иным информационным системам, то есть информационным системам, не являющимся государственными информационными системами или муниципальными информационными системами. Порядок их создания и эксплуатации определяется операторами таких информационных систем самостоятельно в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом N 149-ФЗ и другими федеральными законами (статья 13 Федерального закона N 149-ФЗ). В этом случае, при отсутствии специальных требований к указанной информационной системе, проектируемые положения о ней являются избыточными.
В проекте следует уточнить положения нового пункта 1.5-4 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ). Так, в абзаце 1 названного пункта определены организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом и являющиеся участниками банковской группы, банковского холдинга. В то же время в абзаце 2 указаны организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (общий термин, включающий, в том числе организации, являющиеся участниками банковской группы, банковского холдинга). При этом, например, в абзаце 4 проектируемого пункта 1.5-4 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, содержащем одновременно ссылки на его абзацы 1 и 2, определены организации, являющиеся участниками банковской группы, банковского холдинга.
С учетом этого в рассматриваемом проектируемом пункте отсутствует унификация используемых понятий, что может привести к неоднозначному толкованию проектируемых норм в правоприменительной практике.
Кроме того, новый абзац 4 пункта 1.5-4 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ следует конкретизировать в части определения требований, которые должны соблюдаться при обработке соответствующей информации, в том числе относящейся к персональным данным.
Учитывая содержание нового абзаца 1 пункта 1.5-4 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, реализация положений которого невозможна без целевых правил внутреннего контроля, положения проектируемого пункта 2.1 указанной статьи являются некорректными, в том числе в части требований к содержанию указанных целевых правил (неясно, что имеется в виду под "программой идентификации", "программой хранения, обновления и обмена информацией и документами").
Согласно Федеральному закону от 2 декабря 1990 года N 395-I "О банках и банковской деятельности" банковская группа и банковский холдинг представляют собой объединение юридических лиц, в котором одно юридическое лицо или несколько юридических лиц находятся под контролем либо значительным влиянием другого юридического лица. Следовательно, обязательность целевых правил внутреннего контроля, разработанных и утвержденных головной кредитной организаций банковской группы, головной организацией банковского холдинга, должна устанавливаться не нормой закона, а соответствующими решениями в рамках внутрикорпоративных процедур юридических лиц, входящих в состав банковской группы или банковского холдинга. Такое положение необходимо также учесть при определении ответственности за ненадлежащее исполнение указанных целевых правил (проектируемая часть 2 статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ). При этом является необоснованным ограничение права одного юридического лица, предоставленного ему в силу закона (проектируемый пункт 1.5-4 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ), на основании решения другого юридического лица (проектируемая часть 2 статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ).
Положения проектируемые часть 2 статьи 13 и абзац 4 пункта 2.1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ не согласуются с положениями нового абзаца 2 пункта 1.5-4 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, предусматривающего обязательность предоставления соответствующей информации и документов по запросу организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.
Кроме того, в новом абзаце 1 пункта 1.5-4 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ требует уточнения норма об обновлении информации и установлении сведений в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7.3 Федерального закона N 115-ФЗ. В этой связи обращаем внимание, что указанным подпунктом предусмотрена обязанность организаций принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению указанных в названном подпункте лиц.
Учитывая, что проектом определены положения, относящиеся к деятельности Банка России (новые пункт 2.1 статьи 7, часть 2 статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ), является необходимым соблюдение требований статьи 7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", на основании которых проекты федеральных законов, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России.
По проекту имеются замечания юридико-технического характера.
Наименование проекта необходимо изложить следующим образом:
О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части регулирования обмена и использования информации, полученной при проведении идентификации, для организаций, входящих в банковскую группу или банковский холдинг
Иные замечания юридико-технического характера по проекту переданы в Комитет Государственной Думы по финансовому рынку в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.