Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 147595-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" (об установлении тарифов страховых взносов в 2017-2018 годах),
внесенному депутатом Государственной Думы О.В. Шеиным
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел указанный проект федерального закона и отмечает следующее.
В соответствии со статьей 426 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в 2017 - 2019 годах для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса (лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, за исключением плательщиков, для которых установлены пониженные тарифы страховых взносов), применяются следующие тарифы страховых взносов:
1) на обязательное пенсионное страхование:
в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 22 процента;
свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 10 процентов;
2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9 процента.
Законопроектом предлагается внести в статью 426 Кодекса изменения, устанавливающие новый подход к исчислению страховых взносов по тарифам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2017-2018 годах, который предусматривает отказ от регрессивной шкалы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и от определения предельной величины базы, используемой для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
По мнению автора законопроекта, принятие рассматриваемой законодательной инициативы позволит увеличить ежегодный объем поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 600 млрд. руб., в Фонд Социального Страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ) - в размере 90 млрд. руб. (в ценах 2016 года).
Комитетом концепция законопроекта не поддерживается, поскольку она противоречит одному из основных принципов осуществления социального страхования, заключающегося в устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемой на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного страхования.
Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает и в своем заключении на него отмечает, что установление предельной величины базы для исчисления указанных страховых взносов основано на страховых принципах системы обязательного социального страхования и связано с необходимостью достижения эквивалентности исчисляемого в установленном порядке размера страхового обеспечения (страховая пенсия, пособие), а отказ от ее применения приведет к увеличению расходных обязательств государства на социальное обеспечение в системе обязательного социального страхования, однако, материалы к законопроекту не предусматривают внесение изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок расчета соответствующих выплат.
Счетная палата Российской Федерации, также указывая на данное обстоятельство в своем заключении на законопроект, отмечает, что отмена предельной величины базы для исчисления страховых взносов без одновременной корректировки размера страхового обеспечения в отношении соответствующих лиц повлечет за собой возникновение диспропорции между объемами страховых платежей и страхового обеспечения. При этом обращается внимание на отсутствие расчетов, подтверждающих заявленные объемы ожидаемых доходов государственных внебюджетных фондов, а также размера увеличения расходных обязательств государства в отношении застрахованных лиц.
Необходимо отметить, что концепция законопроекта противоречит поручению Президента Российской Федерации, данному по реализации Послания Президента Российской Федерации от 04.12.2014, в соответствии с которым в целях недопущения ухудшения положения налогоплательщиков (физических лиц и организаций) обеспечить в период с 2015 по 2018 год включительно неизменность условий налогообложения и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, ФСС РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, установленных до 1 января 2015 г. соответственно законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством Российской Федерации о страховых взносах.
К законопроекту имеются и другие замечания.
Так, учитывая, что вступление в силу федерального закона предполагается с 01.01.2018, распространение предлагаемого законопроектом порядка исчисления страховых взносов начиная с 2017 года представляется некорректным.
Реализация предлагаемых законопроектом положений приведет к увеличению отчислений плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное социальное страхование, поскольку будет отсутствовать возможность применения понижающего тарифа и будет применяться единый тариф, без возможности прекращения таких отчислений. При этом, увеличение расходов федеральных органов государственной власти, а также организаций, финансируемых из федерального бюджета в связи с реализацией предлагаемых законопроектом изменений приведет соответственно к увеличению расходов федерального бюджета.
Кроме того, существенное увеличение размеров страховых взносов может иметь прямо противоположный эффект заявленному в пояснительной записке к законопроекту, а именно - к возникновению стимулов для сокрытия налогоплательщиками реальной базы, используемой для исчисления страховых взносов и, как следствие, к уменьшению реальных поступлений взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и ФСС РФ.
Комитет также обращает внимание на то, что изложенный в законопроекте порядок вступления в силу федерального закона не соответствует требованиям статьи 5 Кодекса.
К данному законопроекту поступило 19 отрицательных отзывов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и 4 положительных. За принятие законопроекта высказались 4 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, против - 40.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 147595-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.