Особое мнение председателя Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 189120-6 "О внесении изменения в статью 159 Жилищного кодекса Российской Федерации" (по вопросу установления размера максимальной доли расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи), внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, М.В. Емельяновым, Г.П. Хованской, а также Н.В. Левичевым, О.А. Оганяном, О.Л. Михеевым, Г.С. Носовко, В.Г. Швецовым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
В большинстве субъектов Российской Федерации доля собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, при превышении которой граждане имеют право на получение субсидии, установлена в размере 22 процентов.
Как представляется, размер, соответствующий пятой части от месячного дохода граждан, является необоснованно высоким для целей получения поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг.
При столь высоком пороге предоставления соответствующих субсидий общее число граждан, нуждающихся в адресной поддержке, искусственно занижается.
Как следует из пояснительной записки, целью законопроекта является снижение максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилых помещений и коммунальных услуг с 22 процентов до 10 процентов от совокупного дохода семьи.
Рост платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги в 2016 году составил в среднем 8,6 процента. При этом согласно данным Федеральной службы государственной статистики доходы населения упали в 2016 году на 7,5 процента.
Таким образом, в условиях роста общего платежа за жилищно-коммунальные услуги, в том числе в связи с введением взноса на капитальный ремонт, граждан, действительно нуждающихся в адресной помощи, становится все больше.
При этом у регионов есть право установить более низкий показатель и соответственно увеличить объем адресной поддержки людей за счет бюджета субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем большинство субъектов Российской Федерации являются дотационными и у них отсутствует такая финансовая возможность.
В этих целях законопроектом предлагается установить, что максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи не может превышать 10 процентов, что, в свою очередь, позволит увеличить объем межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в целях оказания финансовой помощи гражданам по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
В условиях экономической нестабильности необходимо усилить социальную защиту наиболее социально уязвимых слоев населения. Законопроект позволит снизить расходы малоимущих семей на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, что частично компенсирует падение их доходов.
С учетом изложенного, считаю законопроект крайне важным, актуальным, заслуживающим всесторонней поддержки и скорейшего принятия.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.