Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту и строительству
по проекту федерального закона N 201354-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В Комитете Государственной Думы по транспорту и строительству (далее - Комитет) рассмотрен проект федерального закона N 201354-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о порядке определения саморегулируемых организаций при выполнении ими работ на объектах топливно-энергетического комплекса атомной, нефтегазовой и энергетической отраслей), внесенный депутатами Государственной Думы Г.И. Скляром, Е.В. Паниной, И.Н. Игошиным и другими (далее - законопроект).
Как следует из пояснительной записки, законопроект разработан в связи с тем, что принятый Государственной Думой Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 372-ФЗ) содержит отдельные положения, применение которых приведет к полному разрушению саморегулируемых организаций (далее - СРО) энергетического комплекса страны, а также лучших практик системы саморегулирования, созданных за последние годы.
Авторы законопроекта, в частности, считают, что введенный Федеральным законом N 372-ФЗ принцип регионализации в отношении действующих в области энергетического строительства специализированных СРО приведет к дезинтеграции воссозданных с их участием строительных комплексов по всей территории РФ, т.е. по системам саморегулирования регионов, в которых размещены предприятия энергетической отрасли и, как следствие, к ликвидации отраслевых СРО.
Также авторы законопроекта не согласны с введением Федеральным законом N 372-ФЗ положения о том, что членами СРО должны являться только организации, выполняющие работы по договору подряда, заключенному с застройщиком, техническим заказчиком объекта капитального строительства, т.е. исключительно генеральные подрядчики.
В этой связи законопроектом предусматривается:
- исключение принципа регионализации для застройщиков, технических заказчиков, строительных компаний, выполняющих работы по договорам строительного подряда на объектах нефтегазового, электроэнергетического и атомного энергопромышленного комплексов;
- включение обязательности членства в СРО организаций, выполняющих подрядные работы на объектах нефтегазового, электроэнергетического и атомного энергопромышленного комплексов;
- предоставление Правительству Российской Федерации полномочий по установлению порядка определения СРО, члены которых обладают правом выполнения работ на объектах нефтегазового, электроэнергетического и атомного энергопромышленного комплексов.
По существу предлагаемых изменений Комитет отмечает следующее.
До принятия Федерального закона N 372-ФЗ Комитет, представители профессионального сообщества неоднократно отмечали, что приоритетным направлением развития системы саморегулирования должны стать меры по пресечению деятельности таких "коммерческих" СРО.
Федеральным законом N 372-ФЗ внесены изменения, направленные на реформирование системы СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства, реконструкции объектов капитального строительства в рамках борьбы с коммерциализацией СРО, а также в целях повышения качества производимых членами СРО работ.
Введение регионального принципа формирования строительных СРО позволило устранить пробел, позволявший выбирать строительным организациям ту СРО, которая предложит наименее обременительные условия членства. При этом данный принцип не ограничивает право членов СРО выполнять работы на всей территории Российской Федерации, в связи с чем его введение не может оказать какого-либо негативного влияния на сложившиеся интеграционные связи и деловые отношения между заказчиками и подрядчиками.
Вместе с тем, введение исключений из общего правила для отдельных отраслевых саморегулируемых организаций несет риск возврата к имевшим место недостаткам, включая риски ограничения допуска на рынок добросовестных компаний, коррупционные риски деятельности подобных СРО, создаст неравные условия для ведения предпринимательской деятельности и возможность злоупотребления своим положением со стороны таких саморегулируемых организаций.
Необходимо также отметить, что основные положения Федерального закона N 372-ФЗ вступили в силу только с 1 июля 2017 года и до настоящего времени надлежащая правоприменительная практика их применения не сформирована.
Кроме того, Федеральным законом N 372-ФЗ предусмотрены положения, в соответствии с которыми в период с 4 июля 2016 года по 1 июля 2017 года членами саморегулируемых организаций должны были быть приняты меры, направленные на выполнение требований переходного периода, в том числе, переход в региональные СРО с переводом ранее внесенных ими взносов.
Переход в региональные СРО в указанном порядке осуществлялся также членами СРО, осуществляющими работы на объектах энергопромышленного комплекса.
Внесение предлагаемых законопроектом изменений повлечет обязанность целого ряда строительных организаций и индивидуальных предпринимателей, уже перешедших в региональные СРО, осуществить "обратный" переход в отраслевые СРО. Введение подобного регулирования не отвечает требованиям сохранения разумной стабильности правового регулирования, недопустимости внесения произвольных изменений в действующую систему норм и обеспечения предсказуемости законодательной политики.
Что касается обеспечения безопасности при осуществлении строительства предприятий энергетического комплекса необходимо учесть, что при осуществлении строительства в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрены такие механизмы обеспечения безопасности как экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, система сертификации строительной продукции, процессов и услуг, строительный контроль, а также государственный строительный надзор.
В соответствии с частью 8 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2017 года N 559 установлены дополнительные требования к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.
Кроме того, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации Ассоциацией "Национальное объединение строителей" осуществляется разработка единых стандартов на процессы выполнения работ, которые позволят унифицировать процесс контроля за соблюдением обязательных требований при осуществлении строительных работ, в том числе, на особо опасных и технически сложных объектах.
В отношении рассматриваемых объектов помимо положений Градостроительного кодекса Российской Федерации применяются и иные механизмы обеспечения безопасности.
Так, специальные меры контроля в целях обеспечения безопасности при строительстве опасных производственных объектов предусмотрены Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по транспорту и строительству не поддерживает проект федерального закона N 201354-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.С. Москвичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.