Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 290942-7 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с Решением Совета Государственной Думы от 7 ноября 2017 года (протокол N 81) Комитет Государственный Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 290942-7 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Рассматриваемый законопроект предусматривает ратификацию Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации (далее - Соглашение), которое подписано 5 апреля 2017 года в целях укрепления российско-узбекистанского двустороннего сотрудничества в области внешней трудовой миграции, развития дружественных отношений между двумя государствами, повышения квалификации рабочей силы, а также предотвращения незаконного привлечения граждан Республики Узбекистан к трудовой деятельности на территории Российской Федерации.
Соглашение направлено на упорядочение взаимодействия компетентных органов Российской Федерации и Республики Узбекистан в сфере осуществления организованного набора и привлечения граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности.
В соответствии со статьей 4 Соглашения на Министерство здравоохранения Республики Узбекистан возлагаются полномочия по контролю состояния здоровья кандидатов на трудоустройство в целях исключения случаев наличия у них заболеваний, препятствующих получению разрешения.
Согласно статье 5 Соглашения медицинское освидетельствование кандидатов на трудоустройство осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в медицинских организациях, расположенных на территории Российской Федерации.
Абзацем 2 статьи 5 Соглашения предусматривается, что в случае достижения договоренности между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан, медицинское освидетельствование кандидатов на трудоустройство может быть осуществлено на территории Республики Узбекистан в порядке, определяемом отдельным международным договоров.
В статье 7 Соглашения закрепляется, что медицинское обеспечение трудящихся-мигрантов на территории Российской Федерации осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и международными договорами, участниками которых являются государства Сторон.
Кроме того, в указанной статье отражено, что обязательным условием для осуществления временной трудовой деятельности трудящимися-мигрантами в порядке организованного набора и привлечения является наличие договора (полиса) добровольного медицинского страхования, действующего на территории Российской Федерации, заключенного ими со страховой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, если работодатель заключает с медицинской организацией, находящейся в субъекте Российской Федерации, на территории которого трудящиеся-мигранты намереваются осуществлять временную трудовую деятельность, договор о предоставлении платных медицинских услуг работникам, являющимся трудящимися-мигрантами в порядке организованного набора и привлечения.
В Соглашении зафиксировано, что трудящиеся-мигранты не имеют права на обязательное медицинское страхование.
Статья 12 Соглашения предусматривает, что в случае смерти или повреждения здоровья трудящегося-мигранта вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания соответствующие гарантии и компенсации предоставляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае смерти или повреждения здоровья трудящегося-мигранта вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания по вине работодателя работодатель возмещает расходы, связанные с возвращением трудящегося-мигранта или перевозкой тела в Республику Узбекистан.
В случае смерти трудящегося-мигранта работодатель незамедлительно информирует об этом отправляющую организацию с предоставлением материалов по факту смерти.
Ввиду того, что в рамках Соглашения предусмотрены все возможные риски и негативные последствия взаимоотношений с трудовыми-мигрантами в сфере здравоохранения и медицинского обеспечения на территории Российской Федерации, Комитет безусловно поддерживает его ратификацию.
Принятие федерального закона N 290942-7 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации" не потребует внесения изменений в акты федерального законодательства в сфере охраны здоровья.
Ратификация Соглашения не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета Российской Федерации.
Комитет полагает, что Соглашение углубит интеграцию между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан, усовершенствует контроль за пребывающими трудовыми мигрантами, станет основой для заключения подобных Соглашений с иными странами и усилит охрану здоровья населения Российской Федерации, в связи с чем рекомендует Государственной Думе ратифицировать Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации.
Настоящее заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 17 ноября 2017 года, протокол N 37.
Председатель Комитета |
Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.