Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 290942-7 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 290942-7 предусматривает ратификацию Российской Федерацией подписанного в городе Москве 5 апреля 2017 года Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации (далее - Соглашение). Соглашение подлежит ратификации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку содержит правила иные, нежели предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Как отмечается в материалах к законопроекту, Соглашение "является первым подписанным Российской Федерацией международным документом по вопросу организованного набора и привлечению иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности на территории Российской Федерации и полностью учитывает интересы Российской Федерации в этой области... Соглашение будет являться базовым при работе над аналогичными договорами с иными иностранными государствами".
Соглашение нацелено на предотвращение незаконного привлечения граждан Республики Узбекистан к трудовой деятельности в Российской Федерации, упорядочение и дальнейшее совершенствование правового регулирования процессов перемещения рабочей силы, обеспечение защиты прав и законных интересов трудящихся-мигрантов.
В частности, им определяется порядок и условия взаимодействия компетентных органов Российской Федерации и Республики Узбекистан по осуществлению организованного набора и привлечения граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации.
Соглашение предусматривает для граждан Республики Узбекистан возможность реализовать на ее территории комплексную подготовку ко временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации. Указанная подготовка включает, в частности, информирование о возможности трудоустройства в порядке организованного набора, участие в мероприятиях по подбору российскими работодателями кандидатов на трудоустройство, имеющих требуемую квалификацию и опыт работы, согласование с российскими работодателями текстов проектов трудовых договоров, организацию проезда кандидатов на трудоустройство до места работы на российской территории и возвращения на родину по окончании трудовой деятельности. Соглашением также предусмотрена возможность обучения и сдачи на территории Республики Узбекистан комплексного экзамена для иностранных граждан, планирующих осуществлять временную трудовую деятельность на территории Российской Федерации.
В целях снижения риска не прохождения кандидатами на трудоустройство медицинского освидетельствования на предмет выявления у них инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, Соглашение закрепляет возможность проведения такого освидетельствования на территории Республики Узбекистан до выезда в Российскую Федерацию в порядке, определяемом отдельным международным договором.
На территории Республики Узбекистан также будет осуществляться проверка кандидатов на трудоустройство в рамках организованного набора на предмет их нахождения в международном или межгосударственном розыске, наличия непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления на территории Республики Узбекистан, признаваемого таковым в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью первой статьи 10 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора (ч. 2 ст. 10 ТК РФ).
Согласно части первой статьи 327.1 ТК РФ на трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином, и работодателем распространяются правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральными законами или международными договорами Российской Федерации трудовые отношения с работниками, являющимися иностранными гражданами, регулируются иностранным правом.
Соглашением определяются основные трудовые и социальные права граждан Республики Узбекистан, осуществляющих временную трудовую деятельность в Российской Федерации в рамках организационного набора, а также особенности реализации указанных прав.
Положения Соглашения в части минимального возраста вступления трудящегося-мигранта в трудовые отношения, особенностей медицинского освидетельствования и добровольного медицинского страхования таких работников на период осуществления ими временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации, оплаты труда трудящихся-мигрантов, предоставления им времени отдыха в целом соответствуют положениям Главы 50.1 ТК РФ, регламентирующей особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства. Кроме того, по договоренности с работодателем данная категория работников может освобождаться от работы в дни официальных праздников Республики Узбекистан.
Трудящиеся-мигранты имеют право на социальное страхование (кроме обязательного медицинского) и пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами, участниками которых являются государства Сторон Соглашения (ч. 2 ст. 10 Соглашения).
Кроме того, на работодателя, желающего участвовать в организованном наборе и привлечении трудящихся-мигрантов из Республики Узбекистан, возлагается обязанность по обеспечению таких работников местами проживания в соответствии с санитарно-гигиеническими и иными нормами, по созданию для них безопасных условий труда, соблюдению правил охраны труда и техники безопасности на рабочих местах (ч. 2 ст. 6 Соглашения).
Положения Соглашения в части регулирования труда и социального обеспечения трудящихся-мигрантов в целом соответствуют требованиям Конвенции N 97 МОТ "О трудящихся-мигрантах (пересмотренная в 1949 году)", Конвенции N 143 МОТ "О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся - мигрантам равенства возможностей и обращения", Рекомендации N 61 МОТ "О вербовке, трудоустройстве и условиях труда трудящихся - мигрантов".
Ратификация Соглашения Российской Федерацией может способствовать разрешению проблем, препятствующих эффективному регулированию трудовой миграции на ее территории, а также содействовать снижению социокультурных, экономических и политических рисков, связанных с притоком трудящихся-мигрантов.
Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов отмечает высокую социальную значимость проекта федерального закона N 290942-7 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации" и поддерживает его принятие.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.