Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 221761-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(в части установления ответственности за несоблюдение уполномоченными органами и организациями требований о перечислении денежных средств, указанных в перечне видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, на специальный социальный банковский счет)
внесен депутатами Государственной Думы С.И. Неверовым, А.К. Исаевым, а также В.А. Васильевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 221761-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" внесен в Государственную Думу в пакете с проектом федерального закона N 221778-7 "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации" и проектом федерального закона N 223147-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве". Основной целью указанных законодательных инициатив является создание правовых механизмов, гарантирующих гражданам иммунитет от обращения взыскания соответствующих денежных выплат социального характера.
Так, в частности, проектом федерального закона N 221761-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" предлагается установить административную ответственность для:
- уполномоченных органов и организаций за несоблюдение требований о перечислении денежных средств, указанных в перечне видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, на специальный социальный банковский счет;
- банков за совершение операций по специальным счетам, проведение которых не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
При этом следует отметить, что введение такого нового вида банковского счета, как "специальный социальный банковский счет", порядок осуществления по нему операций, а также ограничения по распоряжению денежными средствами на таком счете предусмотрены проектом федерального закона N 221778-7 "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации", исходя из которого на данный банковский счет могут зачисляться только денежные средства, указанные в перечне видов доходов, на которые в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание.
По мнению Комитета, представленный проект N 221761-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" во взаимосвязи с указанными выше законопроектами позволит решить серьезные проблемы, возникающие на практике при совершении исполнительных действий в отношении денежных средств, находящихся на счетах должников в банке и иных кредитных организациях, исключив случаи списания в счет возмещения долгов по исполнительным документам денежных выплат, которые носят социальный характер и не могут в соответствии с законодательством быть объектом обращения взыскания. С учетом этого Комитетом поддерживается концепция представленной законодательной инициативы.
Вместе с тем, Комитет отмечает, что отдельные положения законопроекта нуждаются в доработке в ходе подготовки его к рассмотрению во втором чтении.
Проектируемой статьей 15.40.2 КоАП устанавливается ответственность за совершение банком операций по специальным счетам в нарушение запрета, установленного законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. При этом следует отметить, что, ни действующий Федеральный закон "Об исполнительном производстве", ни проект федерального закона N 223147-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не устанавливают прямой запрет для банков на осуществление операций по специальным банковским счетам. Такой запрет предлагается установить в Гражданском кодексе Российской Федерации проектом федерального закона N 221778-7. В этой связи представляется целесообразным уточнение соответствующих диспозиций указанных законопроектов.
Кроме того, используемая в проектируемой статье 15.40.2 КоАП формулировка "специальные счета" предполагает широкое толкование правоприменителем, поскольку уже сегодня законодательство к таким счетам относит, к примеру, специальные избирательные счета, специальные счета фондов референдума, в то время как авторами данной законодательной инициативы заявлена цель - обеспечение иммунитета от обращения взыскания денежных средств граждан, находящихся на специальных социальных счетах.
Рассматривая вопрос о возможном установлении административной ответственности для банков за осуществление операций по специальным банковским счетам, Комитет обращает внимание на то, что действующее законодательство (Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и др.) также содержит определенные запреты на обращение взыскания на денежные средства (списание денежных средств), находящиеся на номинальном банковском счете, торговом или клиринговом счете, административная ответственность за которые на сегодняшний день не установлена.
Дополнительной проработки также требуют вопросы определения компетенции по составлению протокола об административном правонарушении, предусмотренном проектируемой статьей 5.41.1 КоАП, а также соразмерность административного наказания (штраф в размере от ста тысяч рублей до одного миллиона рублей) общественно опасным последствиям от совершения банком операций по специальному социальному счету.
С учетом вышеизложенного Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 221761-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.