Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 30 мая 2017 г. N 3.2-05/1599
на проект федерального закона N 92912-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее - Комитет) рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях" (проект N 92912-7), принятый Государственной Думой 24 мая 2017 года (далее - Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральный закон регулирует вопросы проведения депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов муниципальных образований (далее - депутаты всех уровней власти) встреч со своими избирателями в форме публичных мероприятий.
Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон от 8 мая 1994 года N 3-Ф3 "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).
Статьями 1-3 Федерального закона регулируется порядок проведения встреч депутатов всех уровней власти с избирателями в целях информирования избирателей о своей деятельности. При этом устанавливается, что данные встречи проводятся в помещениях, специально отведенных местах, а также на внутридворовых территориях при условии, что их проведение не повлечет за собой нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи. Уведомление органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления о таких встречах не требуется.
Необходимо отметить, что при проведении встреч депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и депутатами представительных органов муниципальных образований Федеральным законом предусматриваются дополнительные условия - данные мероприятия не должны создавать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступа граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 3 Федерального закона).
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления определяют специально отведенные места для проведения встреч депутатов всех уровней власти с избирателями, а также определяют перечень помещений, предоставляемых для проведения встреч депутатов с избирателями, и порядок их предоставления.
Федеральный закон также устанавливает, что воспрепятствование организации или проведению встреч депутата с избирателями в форме публичного мероприятия, определяемого законодательством Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Встречи депутатов всех уровней власти с избирателями в форме публичного мероприятия проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.
При этом следует отметить, что цель публичного мероприятия, определенная в пункте 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ, дополняется только нормой об информировании избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти и депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Кроме этого, в пункт 10 части 4 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ вводится норма, в соответствии с которой депутат законодательного (представительного) органа государственной власти, депутат представительного органа муниципального образования может не иметь отличительного знака организатора публичного мероприятия при наличии у него нагрудного знака депутата.
Также в части 1 статьи 7 Федерального закона N 54-ФЗ устанавливается, что уведомление о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия (для всех остальных организаторов публичных мероприятий Федеральным законом N 54-ФЗ установлен срок подачи уведомления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия).
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, перечисленных в статье 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные, акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях".
Председатель Комитета |
Д.И. Азаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.