Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 185935-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 185935-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, документы и материалы, представленные одновременно с законопроектом, и отмечает следующее.
Законопроект подготовлен с учетом результатов исполнения федерального бюджета за январь-апрель 2017 года, а также на основе ожидаемых итогов социально-экономического развития в 2017 году и ожидаемого исполнения федерального бюджета в 2017 году.
Законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 19 декабря 2016 года N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Закон о бюджете) в части показателей, утвержденных на 2017 год. Показатели на плановый период 2018 и 2019 годов не изменяются.
Законопроектом предлагается увеличить доходы федерального бюджета на 2017 год на 1 191,3 млрд. рублей, увеличить расходы федерального бюджета на 361,8 млрд. рублей и сократить дефицит федерального бюджета на 829,5 млрд. рублей по сравнению с параметрами, установленными Законом о бюджете.
Кроме того, предусматривается перераспределение бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2017 год по предложениям ответственных исполнителей государственных программ и главных распорядителей средств федерального бюджета в общем объеме 71,6 млрд. рублей.
Основные характеристики федерального бюджета на 2017 год
млрд. рублей | |||
Показатели |
2017 год |
||
N 415-ФЗ |
Отклонение |
||
Доходы, всего |
13 487,5 |
14 678,8 |
1 191,3 |
Расходы, всего |
16 240,8 |
16 602,6 |
361,8 |
Дефицит (-) |
-2 753,3 |
-1 923,8 |
-829,5 |
Изменение расходов федерального бюджета на реализацию государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" в 2017 году характеризуется следующими данными:
млн. руб. | ||||
Наименование программы, подпрограммы |
ГП, ПП |
N 415-ФЗ |
Законопроект |
Итого с учетом законопроекта |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения" в том числе по подпрограммам: |
01 |
261 085,4 |
1 817,5 |
262 902,8 |
01 1 |
85 667,0 |
+29,4 |
85 696,4 |
|
"Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи" |
01 2 |
54 636,2 |
+148,4 |
54 784,6 |
01 3 |
23 327,2 |
-24,5 |
23 302,7 |
|
01 4 |
2 149,5 |
+250,0 |
2 399,5 |
|
"Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей" |
01 5 |
8 608,1 |
+424,2 |
9 032,3 |
"Оказание паллиативной медицинской помощи, в том числе детям" |
01 6 |
70,0 |
|
70,0 |
01 7 |
1 436,1 |
|
1 436,1 |
|
01 8 |
1 163,2 |
-53,0 |
1 110,3 |
|
"Экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья" |
01 9 |
29 542,1 |
+201,5 |
29 743,6 |
01 Б |
20 362,8 |
+609,6 |
20 972,4 |
|
01 Г |
2 860,4 |
+231,8 |
3 092,2 |
|
"Организация обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации" |
01 Д |
27 385,4 |
|
27 385,4 |
01 И |
3 877,5 |
|
3 877,5 |
Законом о бюджете бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" в 2017 году предусмотрены в сумме 261 085,4 млн. рублей. Законопроектом объем бюджетных ассигнований на реализацию указанной государственной программы увеличен на 1 817,5 млн. рублей (на 0,7%) и составит 262 902,8 млн. рублей.
На государственную программу Российской Федерации "Развитие здравоохранения" приходится 1,9% общего увеличения расходов федерального бюджета по 40 государственным программам (96,5 млрд. рублей).
Следует иметь в виду, что в ходе исполнения федерального бюджета в январе-апреле 2017 года показатели сводной бюджетной росписи по государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения" были увеличены на сумму 45 431,2 млн. рублей по сравнению с параметрами Закона о бюджете, в том числе:
+ 6 000,0 млн. рублей - субсидии на софинансирование расходов субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, за счет межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
+ 31 609,0 млн. рублей - оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов за счет перераспределения с государственной программы "Социальная поддержка граждан".
В результате объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы "Развитие здравоохранения", с учетом изменений, внесенных в сводную бюджетную роспись федерального бюджета по состоянию на 1 мая 2017 года, и изменений, вносимых законопроектом, составит 308 334,0 млн. рублей. Однако это не находит отражения в приложениях к законопроекту.
В соответствии с законопроектом из тринадцати подпрограмм государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" бюджетные ассигнования, установленные Законом о бюджете, увеличиваются по семи подпрограммам, сокращаются по двум подпрограммам, остаются без изменений по четырем подпрограммам.
Расходы по подпрограмме "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи" в 2017 году увеличиваются на 148,4 млн. рублей, в том числе за счет следующих факторов:
- увеличения ассигнований на 200,0 млн. рублей на предоставление ФГБУ "Центральный научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова" Минздрава России субсидии на замену оборудования, срок эксплуатации которого превышает 10 лет;
- уменьшения ассигнований на 51,6 млн. рублей, предназначенных на реконструкцию корпуса ФГБУ "Эндокринологический научный центр" Минздрава России в связи с уменьшением сметной стоимости объекта на основании положительного заключения Главгосэкспертизы.
Расходы по подпрограмме "Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины" за счет перераспределения ассигнований уменьшаются на 24,5 млн. рублей, в том числе за счет:
- уменьшения ассигнований по основному мероприятию "Развитие ядерной медицины" на 499,3 млн. рублей на строительство Федерального высокотехнологичного центра медицинской радиологии ФМБА России (г. Димитровград, Ульяновская область) в связи с использованием в 2017 году остатков средств по государственному контракту на выполнение работ по строительству указанного объекта на начало текущего финансового года;
- уменьшения ассигнований на 80,1 млн. рублей на фундаментальные исследования по основному мероприятию "Развитие фундаментальной, трансляционной и персонализированной медицины";
- увеличения ассигнований на 554,9 млн. рублей на субсидии федеральным учреждениям по основному мероприятию "Развитие фундаментальной, трансляционной и персонализированной медицины".
Расходы на подпрограмму "Охрана здоровья матери и ребенка" увеличены на 250,0 млн. рублей - на строительство объекта "Реконструкция отделений, г. Москва" ФГБУ "Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. Академика В.И. Кулакова" для приобретения медицинского оборудования в целях ввода в эксплуатацию в 2017 году отделения вспомогательных технологий в лечении бесплодия и ресурсного центра библиотеки.
Расходы на подпрограмму "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей" увеличиваются на 424,2 млн. рублей, из них:
+ 49,1 млн. рублей - проведение в 2017 году подготовительных работ и заключение контрактов по строительству федерального детского реабилитационного центра Минздрава России на 200 коек в г. Подольске.
Другие увеличения ассигнований по основному мероприятию "Развитие санаторно-курортного лечения" требуют дополнительных пояснений, в том числе по приложению 9.1 законопроекта:
+ 198 762,2 млн. рублей (Минфин России);
+ 173 851,7 млн. рублей (МИД России).
Расходы на подпрограмму "Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья" уменьшаются на 53,0 млн. рублей в связи с уточнением прогноза валютных курсов при оплате расходных обязательств, выраженных в иностранной валюте.
Расходы на подпрограмму "Экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья" увеличиваются на 201,5 млн. рублей, в том числе 158,4 млн. рублей - на предоставление субсидий бюджетным учреждениям Росздравнадзора по основному мероприятию "Государственный контроль за обращением медицинских изделий".
В наибольшей степени увеличиваются расходы на подпрограмму "Медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан" - на 609,6 млн. рублей, в том числе:
+ 499,3 млн. рублей - на строительство и техническое оснащение здания ФГБУ "Научно-исследовательский институт пульмонологии ФМБА" для закупки крупногабаритного медицинского оборудования;
+ 100,0 млн. рублей - на финансовое обеспечение государственного задания бюджетным учреждениям ФМБА России на разработку и проведение доклинических и клинических исследований генно-инженерного препарата для применения у пациентов с онкологическими заболеваниями.
В материалах к законопроекту не раскрыты основания увеличения расходов по следующим направлениям, что требует дополнительных пояснений:
+ 29,4 млн. рублей - на подпрограмму "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи" (МИД России);
+ 231,8 млн. рублей - на подпрограмму "Управление развитием отрасли".
Изменение объема бюджетных ассигнований по разделу 09 "Здравоохранение" характеризуется следующими данными:
млн. руб. | |||
Показатели |
2017 год |
||
N 415-ФЗ |
Итого с учетом законопроекта |
||
Здравоохранение |
378 679,8 |
+ 385,9 |
379 065,7 |
Согласно Закону о бюджете бюджетные ассигнования по разделу 09 "Здравоохранение" утверждены на 2017 год в сумме 378 679,8 млн. руб. В результате изменений, вносимых законопроектом, они увеличиваются на 385,9 млн. рублей. Это увеличение составляет только 0,1% от объема ассигнований, утвержденного на год.
Изменение расходов федерального бюджета в 2017 году на реализацию государственной программы Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013 - 2020 годы характеризуется следующими данными:
млн. руб. | ||||
Наименование программы, подпрограммы |
ГП, ПП |
N 415-ФЗ |
Законопроект |
Итого с учетом законопроекта |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Государственная программа Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013 - 2020 годы в том числе по подпрограммам: |
20 |
11 636,3 |
0,0 |
11 636,3 |
20 1 |
2 243,7 |
+732,6 |
2 976,4 |
|
20 2 |
2 246,2 |
+478,6 |
2 724,8 |
|
Федеральная целевая программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" |
20 4 |
7 146,3 |
-1 211,2 |
5 935,1 |
Законом о бюджете бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013 - 2020 годы в 2017 году предусмотрены в сумме 11 636,3 млн. рублей.
Законопроект предусматривает перераспределение расходов по указанной государственной программе без изменения общего объема бюджетных ассигнований.
Перераспределение расходов по государственной программе включает:
увеличение бюджетных ассигнований по следующим направлениям:
+ 1 341,2 млн. рублей - на реализацию мероприятий, ранее предусмотренных в завершении федеральной целевой программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу";
+ 350,0 млн. рублей - на реконструкцию и техническое перевооружение цеха опытного завода ФГУП "Государственный научный центр "НИОПИК" с целью создания производства импортозамещающих субстанций жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также реконструкцию и техническое перевооружение производства для выпуска новых лекарственных форм социально значимых препаратов на базе ФГУП "Государственный завод медицинских препаратов", г. Москва";
+ 300,0 млн. рублей - на предоставление субсидии на софинансирование расходов по внедрению в общеобразовательных организациях системы мониторинга здоровья обучающихся на основе отечественной технологической платформы и на организационно-методическое сопровождение реализации указанного мероприятия;
+ 153,9 млн. рублей - на предоставление субсидий российским организациям на возмещение части затрат на реализацию проектов по организации производства медицинских изделий в целях обеспечения государственной поддержки начатых инвестиционных проектов по производству медицинских изделий;
+ 90,0 млн. рублей - на реконструкцию, техническое перевооружение и приспособление площадей биологического факультета МГУ им. Ломоносова для размещения Центра превосходства в области разработки отечественных лекарственных средств и биотехнологической продукции на основе геномных и постгеномных технологий;
уменьшение бюджетных ассигнований по следующим направлениям:
- 1 341,2 млн. рублей - на реализацию завершаемой федеральной целевой программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу";
- 350,0 млн. рублей - предоставление субсидий российским организациям на возмещение части затрат на реализацию проектов по разработке схожих по фармакотерапевтическому действию и улучшенных аналогов инновационных лекарственных препаратов по результатам проведения конкурсных процедур, а также на основании прогноза поступления заявок в 2017 году;
- 270,0 млн. рублей - предоставление субсидий российским организациям на компенсацию части затрат, понесенных при реализации проектов по организации производства лекарственных средств и (или) фармацевтических субстанций, и субсидий российским организациям на возмещение части затрат на реализацию проектов по организации и проведению клинических исследований лекарственных препаратов по результатам проведения конкурсных процедур, а также на основании прогноза поступления заявок в 2017 году;
- 153,9 млн. рублей - предоставление субсидий российским организациям на компенсацию части затрат на реализацию проектов по организации и проведению клинических испытаний имплантируемых медицинских изделий по результатам проведения конкурсных процедур, а также на основании прогноза поступления заявок в 2017 году;
- 90,0 млн. рублей предоставление субсидий российским организациям на возмещение части затрат на реализацию проектов по разработке схожих по фармакотерапевтическому действию и улучшенных аналогов инновационных лекарственных препаратов по результатам проведения конкурсных процедур, а также на основании прогноза поступления заявок в 2017 году;
- 30,0 млн. рублей предоставление субсидий российским организациям на возмещение части затрат на реализацию проектов по организации и проведению клинических исследований лекарственных препаратов по результатам проведения конкурсных процедур, а также на основании прогноза поступления заявок в 2017 году.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья считает необходимым высказать следующие замечания и предложения.
1. Несмотря на увеличение общего объема доходов федерального бюджета на 2017 год на 1 191,3 млрд. рублей, законопроект не решает крайне актуального вопроса об увеличении норматива финансовых затрат на одного учащегося в год на практическую подготовку врачей и провизоров в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.
2. Многочисленные обращения от органов власти субъектов Российской Федерации требуют принятия мер по совершенствованию механизмов лекарственного обеспечения льготных категорий граждан как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Особенно остро стоит необходимость оказания финансовой помощи целевого характера бюджетам субъектов Российской Федерации в случаях недостаточности собственных средств для покрытия расходов на обеспечение лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.
В 2017 году в бюджетах субъектов Российской Федерации на указанные цели запланировано 15 219,7 млн. рублей при дефиците 9 356,9 млн. рублей (38% от потребности без учета вновь выявленных случаев).
3. В материалах к законопроекту недостаточно обоснований, подтверждающих внесение изменений, что не позволяет оценить объективность предлагаемых мероприятий.
4. Комитет считает необходимым обеспечить участие депутатов Государственной Думы в рассмотрении бюджетных показателей до внесения законопроекта в Государственную Думу, на стадии формирования предельных объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию государственных программ Российской Федерации.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает проект федерального закона N 185935-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" с учетом высказанных замечаний.
Заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 5 июня 2017 года, протокол N 23.
Председатель Комитета |
Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.