Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по аграрным вопросам
на проект федерального закона N 185935-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 185935-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам отмечает следующее.
Законопроект, подготовленный с учетом результатов исполнения федерального бюджета за январь-апрель 2017 года и ожидаемых итогов социально-экономического развития Российской Федерации в 2017 году, предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 19 декабря 2016 года N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Федеральный закон N 415-ФЗ) в части показателей, утвержденных на 2017 год (показатели на плановый период 2018 и 2019 годов не изменяются).
По итогам 2017 года ожидается рост доходов федерального бюджета на 9,1% по сравнению с уровнем 2016 года. На 19,1% ожидается увеличение нефтегазовых доходов, ненефтегазовых - на 3,5 %. Общий объем доходов увеличится на 1 191,3 млрд. рублей и составит 14 678,8 млрд. рублей (15,9% к ВВП).
Общий объем расходов увеличивается на 361,8 млрд. рублей и составит в 2017 году 16 602,6 млрд. рублей (18,0% к ВВП).
Дефицит федерального бюджета в 2017 году составит 1 923,8 млрд. рублей или 2,1% к ВВП, что на 1,1% ниже уровня, утвержденного Федеральным законом N 415-ФЗ.
В соответствии с действующей редакцией Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (далее - Госпрограмма), утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31.03.2017 N 396, и Федеральным законом N 415-ФЗ финансовое обеспечение реализации мероприятий Госпрограммы в 2016-2020 годы сокращено более чем на 35% по сравнению с паспортом Госпрограммы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.12.2014 N 1421. Объем недофинансирования мероприятий Госпрограммы в 2016-2020 годах составляет 553,48 млрд. рублей, в том числе на 2017 год - 84,38 млрд. рублей (сокращение на 28%).
По мнению депутатов Комитета, такое сокращение государственной поддержки нивелирует усилия сельскохозяйственных товаропроизводителей в достижении результатов, позволивших отрасли стать локомотивом экономики в 2015 и 2016 годах и может привести к сокращению производства отечественной сельскохозяйственной продукции, невыполнению показателей Госпрограммы, к росту социальной напряженности в регионах вследствие сокращения рабочих мест на сельскохозяйственных предприятиях.
В Федеральном законе N 415-ФЗ бюджетные ассигнования на реализацию Госпрограммы в 2017 году предусмотрены в сумме 215 852,3 млн. рублей.
Законопроектом объем бюджетных ассигнований на реализацию Госпрограммы увеличен на 9 078,0 млн. рублей и составляет 224 930,3 млн. рублей.
Увеличение бюджетных ассигнований предусмотрено в том числе на:
- предоставление льготных инвестиционных кредитов в сумме 4080,0 млн. рублей;
- субсидии на содействие достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса (обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей оборотными средствами, возмещение части затрат на уплату страховой премии в отношении посевных площадей и поголовья сельскохозяйственных животных, возмещение части затрат на закладку традиционных садов, включая хмельники, закладку питомников, обеспечение ухода за многолетними насаждениями до вступления их в плодоношение) в сумме 3 000,0 млн. рублей;
- компенсацию прямых понесенных затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на строительство и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, введенных в эксплуатацию, в сумме 2 250,0 млн. рублей;
проведение научных исследований в целях создания конкурентоспособных отечественных сортов и семенного фонда картофеля, а также новых отечественных кроссов сельскохозяйственной птицы (куриного бройлера) и технологий их кормления, содержания, переработки и биозащиты в сумме 250,0 млн. рублей;
апробацию и внедрение конкурентоспособных отечественных сортов картофеля, а также кроссов мясной птицы бройлерного типа, отличающихся высокой продуктивностью и жизнеспособностью в сумме 170,0 млн. рублей;
Кроме того, законопроект предусматривает внесение изменений в текстовые статьи Федерального Закона N 415-ФЗ.
Предлагается уточнить часть 11 статьи 5 с учетом того, что получателями средств, предоставляемых из федерального бюджета в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по предоставлению субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации в целях поддержки отраслей промышленности и сельского хозяйства в ряде случаев являются крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и индивидуальные предприниматели.
Законопроект также предусматривает уточнение пункта 11 части 1 статьи 21, предусмотрев сокращение объема бюджетных ассигнований на 2017 год с 3 385,8 млн. рублей до 2 725,4 млн. рублей в связи с их частичным перераспределением для восстановления объема бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации (660,4 млн. рублей), использованных для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам Республики Бурятия и Забайкальского края в целях выполнения поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации об оперативном оказании содействия в предоставлении поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, не обеспечившим страховую защиту своих имущественных интересов, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера, а также возможность направления зарезервированных бюджетных ассигнований на указанные цели по отдельным решениям Правительства Российской Федерации, принятым на основании обращений высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).
Учитывая предлагаемые законопроектом изменения Федерального Закона N 415-ФЗ, депутаты Комитета считают, что в целях закрепления положительной динамики развития производства сельскохозяйственной продукции и сырья, достижения показателей Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, необходимо в 2017-2019 годах обеспечить приоритетное финансирование агропромышленного комплекса.
Поддерживая внесенные изменения, депутаты Комитета рекомендуют в ходе доработки законопроекта предусмотреть возможность направления дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию следующих мероприятий Госпрограммы:
- на поддержку льготного краткосрочного и инвестиционного кредитования организаций агропромышленного комплекса, что позволит сохранить темпы инвестиционной активности отрасли, выполнить поставленные задачи по ускоренному импортозамещению и обеспечению продовольственной безопасности страны;
- на субсидии на содействие достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса ("единая" субсидия).
Выделение дополнительных ассигнований позволит сократить необеспеченную потребность в оборотных ресурсах сельскохозяйственных товаропроизводителей, увеличить охват застрахованных площадей и поголовья животных, осуществить закладку традиционных садов, включая хмельники, садов интенсивного типа, закладку питомников, а также обеспечить уход за многолетними насаждениями до вступления в плодоношение;
- на реализацию мероприятий ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года";
- взнос в уставный капитал АО "Росагролизинг", что позволит ускорить техническое обновление сельскохозяйственного производства;
- 14 000,0 млн. рублей на восстановление до уровня 2016 года объема субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляемых на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства и на повышение продуктивности в молочном скотоводстве.
В Федеральном законе N 415-ФЗ бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса" в 2017 году предусмотрены в сумме 11 048,3 млн. рублей.
Законопроектом объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы уменьшен на 8,6 млн. рублей и составляет 11 039,7 млн. рублей.
Изменение расходов по государственной программе включает:
увеличение бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
закупку горюче-смазочных материалов в рамках проводимой работы по обеспечению повышения эффективности борьбы с браконьерством в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания в сумме 12,3 млн. рублей;
выплату компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа при переезде работников, а также членов их семей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей при расторжении трудовых договоров исходя из числа переезжающих сотрудников ФГБУ "Сахалинрыбвод" и членов их семей в сумме 0,4 млн. рублей;
уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
прочую закупку товаров, работ и услуг для обеспечения деятельности зарубежного аппарата Росрыболовства, на командировочные, иные выплаты и компенсации работникам зарубежного аппарата Росрыболовства на сумму остатков средств, сложившихся на счетах загранучреждений в сумме 12,3 млн. рублей;
оплату расходных обязательств, осуществляемых в иностранной валюте, в связи с уточнением прогноза валютных курсов в сумме 8,6 млн. рублей;
предоставление субсидий бюджетным учреждениям Росрыболовства на выплату компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с уточнением графика отпусков в сумме 0,4 млн. рублей.
Указанное перераспределение средств не вызывает возражений. В то же время, по оценкам Росрыболовства, в текущем году возникла необходимость направить бюджетные средства в сумме не менее 0,25 млн. рублей на выплату компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа при переезде работников, а также членов их семей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей при расторжении трудовых договоров сотрудников Охотского территориального управления Росрыболовства.
По информации Росрыболовства, в связи с имеющейся в текущем году экономией средств, обусловленной удешевлением предусмотренных госпрограммой работ по строительству, а также по реконструкции некоторых объектов федеральной собственности, в т.ч. по итогам конкурсных процедур, представляется целесообразным ко второму чтению законопроекта рассмотреть вопрос о дополнительном перераспределении высвобождающихся средств (оценочно в сумме 281,5 млн. рублей) и направлении их в рамках реализации государственной программой "Развитие рыбохозяйственного комплекса" на:
проведение рыбохозяйственной мелиорации в пойме озера Ильмень и устьях рек Ниша, Ловать, Мста, Шелонь, в соответствии с п. 2 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 12 октября 2016 г. N Пр-1958;
обеспечение расходов, связанных с повышением безопасности плавания судов рыбопромыслового флота и выполнением комплекса аварийно-спасательных работ на рыбопромысловых судах в районах промысла при осуществлении рыболовства;
обеспечение деятельности центрального аппарата и территориальных управлений Росрыболовства;
уплату налогов, а также компенсационных выплат гражданским служащим, уволенным из государственных органов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять проект федерального закона N 185935-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" в первом чтении при условии учета указанных предложений и замечаний ко второму чтению.
Председатель Комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.