Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
по проекту федерального закона N 185935-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (об уточнении параметров федерального бюджета на 2017 год)
(утв. решением Комитета Государственной Думы по энергетике от 2 июня 2017 г. N 3.25-5/25)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по энергетике (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 185935-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (об уточнении параметров федерального бюджета на 2017 год) (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроект подготовлен с учетом результатов исполнения федерального бюджета за январь-апрель 2017 года, а также на основе ожидаемых итогов социально-экономического развития Российской Федерации в 2017 году и ожидаемого исполнения федерального бюджета в 2017 году.
Законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 19 декабря 2016 года N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Федеральный закон N 415-ФЗ) в части показателей, утвержденных на 2017 год, при этом показатели на плановый период 2018 и 2019 годов не изменяются.
Законопроект сформирован исходя из ранее определенных на 2017 год задач бюджетной политики, направленных на повышение экономической стабильности, в том числе за счет:
продолжения поэтапного сокращения ненефтегазового дефицита федерального бюджета, в том числе за счет ограничения использования дополнительных нефтегазовых доходов;
оказания финансовой поддержки отдельным отраслям экономики;
своевременного исполнения социальных обязательств государства.
Изменения основных характеристик федерального бюджета на 2017 год. Законопроект предусматривает увеличение общего объема доходов федерального бюджета на 1 191,3 млрд. рублей, в том числе за счет увеличения нефтегазовых доходов в сумме 719,4 млрд. рублей и ненефтегазовых доходов в сумме 471,9 млрд. рублей. При этом по отношению к ВВП доля доходов увеличивается на 0,4% и составит 15,9% к ВВП, в том числе за счет увеличения доли нефтегазовых доходов на 0,5% к ВВП и снижения доли ненефтегазовых доходов на 0,1% к ВВП (за счет роста прогнозируемого объема ВВП в 2017 году).
Общий объем расходов увеличивается на 361,8 млрд. рублей и составит в 2017 году 16 602,6 млрд. рублей или 18,0% к ВВП, что на 0,7% ниже уровня, утвержденного Федеральным законом N 415-ФЗ (за счет роста прогнозируемого объема ВВП в 2017 году).
Дефицит федерального бюджета в 2017 году составит 1 923,8 млрд. рублей или 2,1% к ВВП, что на 1,1% ниже уровня, утвержденного Федеральным законом N 415-ФЗ.
Изменение расходов федерального бюджета на 2017 год. Законопроектом предусматривается перераспределение бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2017 год по предложениям ответственных исполнителей (исполнителей) государственных программ Российской Федерации (далее - государственная программа) и главных распорядителей средств федерального бюджета в общем объеме 71 608,5 млн. рублей.
Изменение расходов федерального бюджета на реализацию государственных программ Российской Федерации на 2017 год. Обобщенные данные об изменении бюджетных ассигнований по двум находящимся в компетенции Комитета государственным программам Российской Федерации представлены в таблице 1 (из таблицы 4.1 пояснительной записки к законопроекту).
Таблица 1.
Нумерация пунктов в таблице приводится в соответствии с источником
млн. рублей | ||||||
N п/п |
Наименование показателя |
ГП |
Федеральный закон N 415-ФЗ |
Законопроект +/- |
Федеральный закон N 415-ФЗ с учетом законопроекта |
Справочно: Кассовое исполнение на 1 мая 2017 года |
20 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие атомного энергопромышленного комплекса" |
22 |
71 404,5 |
-1 433,6 |
69 970,9 |
7 042,2 |
28 |
Государственная программа Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики" |
30 |
8 011,2 |
-49,2 |
7 962,0 |
3 032,8 |
В Федеральном законе N 415-ФЗ бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Развитие атомного энергопромышленного комплекса" в 2017 году предусмотрены в сумме 71 404,5 млн. рублей.
Законопроектом объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы уменьшен на 1 433,6 млн. рублей и составляет 69 970,9 млн. рублей.
Изменение расходов по государственной программе включает:
увеличение бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
закупку товаров, работ и услуг в рамках федеральной целевой программы "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 - 2020 годы и на период до 2030 года" в целях организации дополнительного вывоза отработавшего ядерного топлива исследовательских реакторов АО "ГНЦ НИИАР" (г. Димитровград, Ульяновская обл.) и АО "ГНЦ РФ-ФЭИ" (г. Обнинск, Калужская обл.), а также с площадок Ленинградской и Курской атомных электростанций, заполненных на 75-90%, и выполнения работ по выводу из эксплуатации недействующей установки и участков радиоактивного загрязнения АО "Высокотехнологический научно-исследовательский институт неорганических материалов имени академика А.А. Бочвара" в сумме 1 567,4 млн. рублей;
обеспечение реализации проекта Международного термоядерного экспериментального реактора (ИТЭР) в целях изготовления и поставки оборудования для реактора ИТЭР в соответствии с утвержденным графиком его сооружения в сумме 416,0 млн. рублей;
предоставление субсидий на возмещение затрат на обращение с радиоактивными отходами в целях выполнения государственных обязательств по сбору вновь образующихся отработавших источников ионизирующего излучения в бюджетных организациях: федеральных медицинских центрах и больницах, объектах военного назначения, научно-исследовательских центрах, государственных высших учебных учреждениях в текущем финансовом году в полном объеме в сумме 261,4 млн. рублей;
осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках федеральной целевой программы "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 - 2020 годы и на период до 2030 года" в целях проработки и обоснования конструкторских решений разрабатываемого оборудования базовой технологии (второго пускового комплекса) опытно-демонстрационного центра ФГУП "ГХК" по результатам проведенных испытаний макетных образцов в сумме 72,2 млн. рублей;
уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
взнос в уставный капитал акционерного общества "Государственный научный центр - Научно-исследовательский институт атомных реакторов" (г. Димитровград-10, Ульяновская область) в рамках федеральной целевой программы "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года" в связи с переносом срока реализации проекта "Строительство многоцелевого исследовательского реактора на быстрых нейтронах МБИР" на более поздний период (2020 год), а также отсутствием на 31 марта 2017 года утвержденной в установленном порядке проектной документации на строительство полифункционального радиохимического исследовательского комплекса (г. Димитровград, Ульяновская область) в сумме 3 506,4 млн. рублей;
осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства в рамках государственного оборонного заказа в рамках федеральной целевой программы "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 - 2020 годы и на период до 2030 года" в связи с переносом на более поздний срок (2020 - 2021 годы) выполнения работ по строительству пункта глубинного захоронения радиоактивных отходов (Красноярский край, Нижне-Канский массив) в связи с неготовностью правоустанавливающих документов на земельный участок под строительство объекта в сумме 234,1 млн. рублей;
оплату расходных обязательств, осуществляемых в иностранной валюте, в связи с уточнением прогноза валютных курсов в сумме 10,1 млн. рублей.
В Федеральном законе N 415-ФЗ бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики" в 2017 году предусмотрены в сумме 8 011,2 млн. рублей.
Законопроектом объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы уменьшен на 49,2 млн. рублей и составляет 7 962,0 млн. рублей.
Изменение расходов по государственной программе включает уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
предоставление субсидий бюджету Чукотского автономного округа на компенсацию ликвидации межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике в связи с уточнением расчетов тарифов на электроэнергию в соответствии с утвержденными Правилами предоставления субсидии в Чукотском автономном округе в сумме 43,3 млн. рублей;
оплату расходных обязательств, осуществляемых в иностранной валюте, в связи с уточнением прогноза валютных курсов в сумме 5,4 млн. рублей;
оплату труда лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 25 ноября 2016 года N 625 в сумме 0,5 млн. рублей.
Анализируя законопроект и принимая во внимание актуальные проблемы энергетики и неучтенные предложения и замечания Комитета к проекту федерального закона N 15455-7 "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", Комитет считает целесообразным актуализировать указанные замечания и предложения, а именно:
1. Достижение стратегических целей по повышению энергоэффективности в условиях низких цен на энергетические ресурсы требует экономической мотивации, государственной поддержки в финансовой и налоговой сферах. В настоящее время существует проблема значительного сокращения финансирования из федерального бюджета проектов и иных мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Практически полное прекращение бюджетного финансирования подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики", а также предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации для реализации на принципах софинансирования проектов и иных мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности делает невозможным достижение заданного Энергетической стратегии России на период до 2030 года уровня снижения энергоемкости валового внутреннего продукта к 2030 году - 40% за счет реализации мероприятий государственной программы относительно уровня 2008 года. Фактически ожидаемое значение не превысит 20%.
В связи с этим Комитет рекомендует осуществить актуализацию индикаторов государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики" и предусмотреть выделение в 2017 и 2018 - 2020 годах необходимых средств из федерального бюджета на реализацию проектов и иных мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Данное предложение Комитета нашло свое отражение в последней редакции проекта решения Президиума Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации "О законодательном обеспечении государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", заседание которого состоялось 24 апреля 2017 года в г. Санкт-Петербурге.
2. По предложению Минэнерго России в 2016 году на ликвидацию перекрестного субсидирования в электроэнергетике предлагалось предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации: Белгородская область, Липецкая область, Курская область, Нижегородская область, Республика Марий Эл, Астраханская область, Республика Карелия, Красноярский край, Кемеровская область, Забайкальский край.
Однако данное предложение Минэнерго России, а также аналогичное предложение по отдельным субъектам Российской Федерации при подготовке проекта федерального бюджета на 2017-2019 годы не были поддержаны в Правительстве Российской Федерации.
В результате в электросетевом комплексе субъектов Российской Федерации формируются некомпенсированные выпадающие доходы, негативно отражающиеся на функционировании электросетевого комплекса. Рост тарифов на услуги по передаче электрической энергии принимаются с существенным превышением параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
В целях возмещения недополученных доходов сетевых организаций в результате отмены или продления механизма "последней мили" и ограничения роста цен (тарифов) для конечных потребителей Комитет считает необходимым предусмотреть для этого дополнительные средства из федерального бюджета на 2017 и на плановый период 2018 и 2019 годов.
3. В целях смягчения социальных последствий реструктуризации угольной промышленности и в соответствии с пунктом 5 части 3 Постановления Государственной Думы от 09.12.2016 N 413-7 ГД "О Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", Комитет считает необходимым актуализировать решение вопроса социальной поддержки пенсионеров, бывших шахтеров, и вернуться к намеченному ранее финансированию на дополнительные пенсии в объеме 200 млн. рублей (в федеральном бюджете на 2017-19 гг. предусмотрено лишь 35 млн. рублей) в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 25.01.2012 г. N ВП-Ш2-402, согласно которому с 2013 года начата программа по увеличению в 1,6 раза получаемых дополнительных пенсий шахтеров, высвобожденных в связи с реструктуризацией отрасли.
По мнению Комитета, эта мера будет способствовать обеспечению социальной стабильности в угледобывающих регионах страны.
4. Комитет считает, что для восстановления права на получение бесплатного пайкового угля и предоставление дополнительного пенсионного обеспечения (негосударственные пенсии) бывшим работникам организаций угольной промышленности, имеющим стаж работы десять и более лет в организациях с государственным участием и достигшим пенсионного возраста в соответствии с законодательством Российской Федерации до ликвидации организаций или до продажи пакета акций организаций, находящегося в федеральной собственности, а также некоторым льготным категориям лиц, настоятельно требуется дополнительное финансирование из средств федерального бюджета, предусматриваемых на финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности на период с 2017 года по 2030 год, в объеме 4891,7 млн. рублей, в том числе на 2017 год - 755,4 млн. рублей.
В связи с этим Комитет отмечает, что в распоряжении Комитета с 2012 года находится без движения проект федерального закона N 14413-7, разработанный в целях реализации вышеуказанных мер социальной поддержки пенсионеров-шахтеров. Отсутствие решения о финансировании препятствует принятию данного закона и решению задачи по социальному обеспечению пайковым углем шахтеров.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "проект федерального закона N 14413-7" следует читать "проект федерального закона N 14413-6"
5. Поставки природного газа в Хабаровский край Консорциумом участников по проекту "Сахалин-1" осуществляются по международным договорам, согласно которым цена газа рассчитывается по ценовой формуле. Основной объем поставляемого газа используется в качестве топлива для теплоэлектростанций и объектов коммунальной энергетики. При этом ресурсы газа оплачиваются в долларах США. В связи с девальвацией рубля значительно возросли затраты энергоснабжающих предприятий на оплату природного газа по сравнению с учтенными в регулируемых тарифах.
Учитывая актуальность и важность плановых поставок природного газа для потребителей Хабаровского края, Комитет предлагает предоставить из зарезервированных средств федерального бюджета бюджетные ассигнования в объеме до 1,8 млрд. рублей, предусмотренных по подразделу "Другие вопросы в области национальной экономики" раздела "Национальная экономика" классификации расходов бюджетов, на компенсацию затрат в связи с ростом цены закупки природного газа у участников Консорциума "Сахалин-1" для потребителей Хабаровского края.
Как следует из таблицы 2 приложения пояснительной записки к законопроекту за январь-апрель 2017 года достигнут высокий уровень исполнения государственной программы "Развитие атомного энергопромышленного комплекса", около 95,3 процентов, и достаточно низкий уровень исполнения государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики", который не превышает 46 процентов.
Комитет отмечает, что изменение объемов финансового обеспечения указанных государственных программ обусловлено применением общих подходов к корректировке расходов федерального бюджета.
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по энергетике поддерживает проект федерального закона N 185935-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (об уточнении параметров федерального бюджета на 2017 год), внесенный Правительством Российской Федерации, предлагает рассмотреть и по возможности учесть замечания и предложения и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.