Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне на проект федерального закона N 185935-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"
внесен Правительством Российской Федерации
(утв. решением от 5 июня 2017 г. N 30/1)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 185935-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
1. Законопроект подготовлен с учетом результатов исполнения федерального бюджета за январь-апрель 2017 года, а также на основе ожидаемых итогов социально-экономического развития Российской Федерации в 2017 году и ожидаемого исполнения федерального бюджета в 2017 году.
Законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 19 декабря 2016 года N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Федеральный закон N 415-ФЗ) в части показателей, утвержденных на 2017 год. При этом законопроектом не предусматривает изменение показателей на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденных Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 415-ФЗ.
В соответствии с законопроектом общий объем доходов федерального бюджета на 2017 год составит 14 678,8 млрд. рублей (15,9% к ВВП), или на 1 191,3 млрд. рублей (0,4% к ВВП) больше объема, установленного Федеральным законом N 415-ФЗ.
Общий объем расходов федерального бюджета составит 16 602,6 млрд. рублей (18,0% к ВВП), что на 361,8 млрд. рублей больше объема, установленного Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 415-ФЗ. Доля расходов к объему ВВП снижается на 0,7 процента.
Законопроект по разделу 02 "Национальная оборона" предусматривает внесение следующих изменений в текстовые статьи:
1) Уточнить часть 1 статьи 6, предусмотрев увеличение общего объема бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств на 2017 год на 8 699,8 млн. рублей, в том числе:
увеличение объема бюджетных ассигнований на 11 371,8 млн. рублей, из них:
на выплату пенсий гражданам, уволенным с военной и приравненной к ней службы, пенсионное обеспечение которых осуществляется МВД России, в связи с увеличением численности указанной категории пенсионеров - на 11 328,4 млн. рублей;
на выплату стипендий 28 стипендиатам - исполнителям государственного оборонного заказа за значительный вклад в создание прорывных технологий и разработку современных образцов вооружения, военной и специальной техники в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 28 декабря 2016 года - на 9,8 млн. рублей;
уменьшение объема бюджетных ассигнований на 2 672,0 млн. рублей, из них:
на возмещение расходов по проезду в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения лицам, уволенным с военной службы с правом на пенсию, в целях выполнения представления Главной военной прокуратуры Российской Федерации о необходимости корректировки порядка учета расходов на проезд граждан, уволенных с военной службы, к месту лечения или проведения отдыха на безвозмездной основе путем предоставления им воинских перевозочных документов, а не возмещения произведенных расходов - на 1 000,0 млн. рублей;
на выплату пособий и компенсаций членам семей погибших (умерших) военнослужащих (граждан, проходивших военные сборы, инвалидов вследствие военной травмы), а также лицам, которым установлена инвалидность вследствие военной травмы после увольнения с военной службы, и лицам, уволенным с военной службы в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие военной травмы, в связи с уточнением численности получателей указанных выплат - на 1 588,0 млн. рублей.
2) В целях реализации мероприятий федеральной целевой программы "Развитие космодромов на период 2017-2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации" для строительства объектов второй очереди космодрома "Восточный" уточнить пункт 7 статьи 21, предусмотрев увеличение объема бюджетных ассигнований на 2017 год с 28 558,5 млн. рублей до 38 674,3 млн. рублей;
3) В целях финансового обеспечения расходов Минобороны России, связанных с обеспечением выполнения международных обязательств по размещению воинских формирований Российской Федерации (российских военных баз) на территориях иностранных государств, уточнить пункт 8 части 1 статьи 21, предусмотрев увеличение объема бюджетных ассигнований на 2017 год с 4 400,4 млн. рублей до 4 933,9 млн. рублей в связи с уточнением прогнозного объема администрируемых Минобороны России доходов федерального бюджета от оказания услуг (выполнения работ) при осуществлении военно-технического сотрудничества, а также дополнить указанный пункт отсылочными положениями на приложения, утверждающие изменения в ведомственную структуру расходов федерального бюджета на 2017 год, распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов федерального бюджета на 2017 год и распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов, разделам, подразделам классификации расходов федерального бюджета на 2017 год.
Законопроект не предусматривает изменение общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию государственной программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса".
Перераспределение расходов по государственной программе представлены в таблице 1 и включают:
увеличение бюджетных ассигнований на выплату стипендий 28 стипендиатам - исполнителям государственного оборонного заказа за значительный вклад в создание прорывных технологий и разработку современных образцов вооружения, военной и специальной техники в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 28 декабря 2016 года, которые не были выплачены в 2016 году, в сумме 9,8 млн. рублей;
уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на предоставление субсидий организациям оборонно-промышленного комплекса на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" на осуществление инновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции в связи с уменьшением объема и стоимости привлекаемых кредитных ресурсов в сумме 9,8 млн. рублей.
Таблица 1
(млн. рублей) | ||||||
Наименование |
Мин |
Рз |
ПР |
ЦСР |
ВР |
Сумма |
Национальная оборона |
020 |
02 |
|
|
|
|
Другие вопросы в области национальной обороны |
020 |
02 |
09 |
|
|
+9,8 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса" |
020 |
02 |
09 |
44 |
|
+9,8 |
Подпрограмма "Стимулирование развития оборонно-промышленного комплекса" |
020 |
02 |
09 |
44 1 |
|
+9,8 |
Основное мероприятие "Государственная поддержка развития кадрового потенциала организаций оборонно-промышленного комплекса" |
020 |
02 |
09 |
44 1 03 |
|
+9,8 |
Стипендии для специалистов и молодых (до 35 лет включительно) работников организаций - исполнителей государственного оборонного заказа за значительный вклад в создание прорывных технологий и разработку современных образцов вооружения, военной и специальной техники в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства (Социальное обеспечение и иные выплаты населению) |
020 |
02 |
09 |
44 1 03 31020 |
300 |
+9,8 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса" |
020 |
04 |
12 |
44 |
|
-9,8 |
Подпрограмма "Стимулирование развития оборонно-промышленного комплекса" |
020 |
04 |
12 |
44 1 |
|
-9,8 |
Основное мероприятие "Стимулирование промышленной деятельности организаций оборонно-промышленного комплекса" |
020 |
04 |
12 |
44 1 01 |
|
-9,8 |
Субсидии организациям оборонно-промышленного комплекса на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" на осуществление инновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции (Иные бюджетные ассигнования) |
020 |
04 |
12 |
44 1 01 64670 |
800 |
-9,8 |
В Федеральном законе от 19 декабря 2016 года N 415-ФЗ бюджетные ассигнования на реализацию государственной "Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы" в 2017 году предусмотрены в объеме 173 238,9 млн. рублей.
Законопроектом объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы увеличен на 8 572,1 млн. рублей и составляет 181 811,0 млн. рублей.
Изменение расходов по государственной программе включает:
увеличение бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
реализацию федеральной целевой программы "Развитие космодромов на период 2017 - 2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации" в целях соблюдения сроков строительства объектов космодрома "Восточный" в сумме 7 905,4 млн. рублей;
реализацию мероприятий по поддержанию потенциала космодрома Байконур в целях обеспечения функционирования наземной космической инфраструктуры космодрома "Байконур", необходимой для осуществления запусков, до ввода в эксплуатацию основных объектов космодрома "Восточный" (в том числе реконструкция и техническое перевооружение стартовых и технических комплексов) в сумме 2 210,4 млн. рублей;
закупку вертолета в целях проведения мониторинга полей падения отработавших частей ракет-носителей при запусках космических аппаратов с космодрома "Восточный", запланированных на 2017-2018 годы, в сумме 314,9 млн. рублей;
обеспечение деятельности ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" в целях социальных обязательств перед работниками ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" в случае переноса срока утверждения федеральной целевой программы "Развитие космодромов на период 2017 - 2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации" в сумме 74,7 млн. рублей;
взнос в уставный капитал акционерного общества "Конструкторское бюро "Арсенал" имени М.В. Фрунзе" в сумме 46,4 млн. рублей;
уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
реализацию подпрограммы "Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома "Восточный" федеральной целевой программы "Развитие российских космодромов на 2006 - 2015 годы" в связи с завершением в 2016 году срока реализации указанной подпрограммы и необходимостью дальнейшей реализации мероприятий в рамках разрабатываемой федеральной целевой программы "Развитие космодромов на период 2017 - 2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации" в сумме 989,7 млн. рублей;
оплату расходных обязательств, осуществляемых в иностранной валюте, в связи с уточнением прогноза валютных курсов в сумме 379,5 млн. рублей;
предоставление субсидии Госкорпорации "Роскосмос" на выполнение возложенных на нее государственных полномочий в сумме 314,9 млн. рублей;
оснащение оборудованием ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" в связи с планируемым осуществлением реализации мероприятия за счет собственных средств предприятия в сумме 174,5 млн. рублей;
зарезервированные бюджетные ассигнования до утверждения федеральной целевой программы "Развитие космодромов на период 2017 - 2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации" в сумме 74,7 млн. рублей;
осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства в рамках государственного оборонного заказа по Федеральной космической программе России на 2016 - 2025 годы в связи с преобразованием федерального государственного унитарного предприятия "Конструкторское бюро "Арсенал" имени М.В. Фрунзе" в акционерное общество в сумме 46,4 млн. рублей.
Изменение бюджетных ассигнований по государственной программе "Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы" предусмотренное законопроектом представлено в таблице 2.
Таблица 2
(млн. рублей) | |||
Наименование показателя |
N 415-ФЗ |
Законопроект (+/-) |
Итого с учетом законопроекта |
1 |
2 |
3 |
4 = 2+3 |
Всего |
173 238,9 |
+8 572,1 |
181 811,0 |
в том числе: |
|
|
|
Подпрограмма "Приоритетные инновационные проекты ракетно-космической промышленности" |
2 225,0 |
|
2 225,0 |
Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы" |
19 162,7 |
+1 905,6 |
21 068,3 |
Федеральная целевая программа "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 годы" |
38 327,7 |
-174,5 |
38 153,2 |
Федеральная целевая программа "Развитие российских космодромов на 2006 - 2015 годы" |
|
-989,7 |
-989,7 |
Федеральная целевая программа "Развитие космодромов на период 2017 - 2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации" |
21 063,5 |
+7 830,7 |
28 894,2 |
Федеральная космическая программа России на 2016 - 2025 годы |
92 460,0 |
|
92 460,0 |
В связи с тем, что государственная программа Российской Федерации "Обеспечение обороноспособности страны" до настоящего времени не утверждена, основная масса бюджетных ассигнований, предусмотренных по указанному разделу, отнесена к непрограммному направлению деятельности "Реализация функций иных федеральных органов государственной власти".
Законопроектом по разделу 02 "Национальная оборона" предусмотрено изменение расходов по данному направлению и включает:
увеличение бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
выплату денежной компенсации взамен вещевого имущества сотрудникам подразделений органов внутренних дел, вошедших в структуру Росгвардии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" в сумме 4 276,2 млн. рублей;
продовольственное обеспечение в рамках государственного оборонного заказа для нужд Росгвардии в целях доведения объемов закупок продуктов питания до установленных норм положенности в сумме 2 366,1 млн. рублей;
оплату коммунальных услуг Росгвардии в целях недопущения образования кредиторской задолженности за потребляемые энергоресурсы в сумме 2 131,9 млн. рублей;
обеспечение топливом и горюче-смазочными материалами в рамках государственного оборонного заказа для нужд Росгвардии в целях доведения объемов закупок нефтепродуктов до минимального уровня обеспеченности в сумме 1 700,0 млн. рублей;
обязательное государственное страхование военнослужащих и сотрудников Росгвардии в связи с увеличением прогнозной списочной численности застрахованных лиц в условиях доведения численности личного состава Росгвардии до штатной в сумме 700,0 млн. рублей;
обеспечение размещения воинских формирований (российских военных баз) на территории иностранных государств в пределах уточненного прогноза поступления доходов Минобороны России в сумме 533,5 млн. рублей;
оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников учреждений Минобороны России в связи с проведением организационно-штатных мероприятий в пределах установленной штатной численности, в ходе которых формируются новые воинские части, организации и структурные подразделения в сумме 249,0 млн. рублей;
предоставление грантов Президента Российской Федерации учреждениям культуры и искусства Росгвардии и Минобороны России в связи с индексацией их размера в сумме 77,0 млн. рублей;
выплату денежного довольствия военнослужащим ФАУ "Центральный спортивный клуб Армии", ФГБУ "Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия" и ФГБУ "Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского", выполнившим (подтвердившим) квалификационный уровень физической подготовленности (подтверждение спортивных разрядов по военно-прикладным видам спорта и наличие спортивных званий), в сумме 35,3 млн. рублей;
выплату компенсации в размере продовольственно-путевых денег гражданам, обучающимся в суворовских, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищах и кадетских корпусах, на время нахождения в пути следования к месту проведения каникул (отпуска) в целях погашения кредиторской задолженности в сумме 13,1 млн. рублей;
уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
ликвидацию (сокращение численности) существующих воинских частей (организаций) Минобороны России в сумме 249,0 млн. рублей;
реализацию мероприятий по расширению российского участия в международных миротворческих операциях и других мероприятий по обеспечению решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в сумме 116,1 млн. рублей;
выплату денежного довольствия военнослужащих центров военно-врачебной (судебно-криминалистической) экспертизы в связи с сокращением их численности и на выплату подъемного пособия военнослужащих воинских формирований в связи с сокращением набора военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава в сумме 35,3 млн. рублей;
предоставление субвенции на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты в связи с уменьшением количества работников, осуществляющих первичный воинский учет, обусловленным реформой территориальной организации местного самоуправления, проведенной на территории Московской области в период с ноября 2016 по февраль 2017 годов в сумме 13,1 млн. рублей.
Комитет Государственной Думы по обороне отмечает, что в законопроекте по разделу 02 "Национальная оборона" учтены предложения Минобороны России по дополнительному финансированию для реализации отдельных решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также по перераспределению средств, выделенных на 2017 год, что позволит обеспечить реализацию основных стратегических целей в развитии Вооруженных Сил Российской Федерации.
Вместе с тем, по мнению Комитета Государственной Думы по обороне, законопроектом не учтена необходимость разрешения ряда проблемных вопросов в сфере социальной защиты военнослужащих.
В соответствии с частью 9 статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Индексация денежного довольствия военнослужащих в 2013 и 2014 годах не проводилась. Кроме того действие указанной нормы приостановлено Федеральным законом от 6 апреля 2015 года N 68-ФЗ в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 года N 455-ФЗ до 1 января 2018 года.
Таким образом, в результате приостановления действия указанной нормы Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и с учетом неприменения в 2013, 2014, 2015, 2016, 2017 годах, данная гарантия защиты денежного довольствия военнослужащих от обесценивания не выполняется на протяжении уже пяти лет, то есть фактически за все время действия Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". Тем самым, исходя из индекса роста потребительских цен за весь период действия (2012 - 2017 годы) Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", который составил в среднем 46 %, денежное довольствие военнослужащих обесценилось практически в половину, как минимум на 46 %.
Принимая во внимание все экономические трудности страны, но с учетом важности выполняемых военнослужащими задач и роли данной социальной категории граждан в жизни общества и государства, в целях сохранения выполнения государством социальных гарантий военнослужащих, заложенных в Федеральном законе "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" Комитет Государственной Думы по обороне считает целесообразным поручить Минфину России совместно с Минобороны России при формировании федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов предусмотреть бюджетные ассигнования на индексацию в 2018 году денежного довольствия военнослужащих.
Тем самым это позволит повысить материальное благосостояние военнослужащих и осуществить доиндексацию военных пенсий с учетом фактической инфляции, в том числе и требований Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 604, (где Правительству Российской Федерации поручено обеспечить ежегодное увеличение военных пенсий не менее чем на 2 процента сверх уровня инфляции), которые не были выполнены в полной мере в период с 2014 по 2016 год.
Наряду с этим, Правительством Российской Федерации в период с 2014 по 2017 год не принимались решения по индексации (увеличению) оплаты труда гражданского персонала воинских частей и учреждений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба (за исключением категорий, подпадающих под "майские указы" 2012 года).
При этом с 1 января 2015 г. по 1 июля 2017 г. принимались решения об увеличении минимального размера оплаты труда, рост которого в указанный период составил более 40 процентов (с 5 554 рублей до 7 800 рублей).
Отсутствие решений об индексации фондов оплаты труда для всех категорий гражданского персонала воинских частей и организаций силового блока в течение последних лет практически привело к выравниванию уровней оплаты труда работников низкой квалификации по отношению к работникам с более высокой квалификацией, а также к нивелированию гарантий, связанных с оплатой труда в районах с неблагоприятными климатическими условиями.
По мнению Комитета Государственной Думы по обороне целесообразно поручить Минфину России совместно с Минобороны России при формировании федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов предусмотреть бюджетные ассигнования на проведение индексации фондов оплаты труда гражданского персонала воинских частей и учреждений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе принять законопроект N 185935-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.А. Шаманов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.