Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 33144-7 "О внесении изменений в статью 264 Налогового кодекса Российской Федерации в целях мотивации организаций к участию в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 33144-7 "О внесении изменений в статью 264 Налогового кодекса Российской Федерации в целях мотивации организаций к участию в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Проектом федерального закона предусмотрено уточнение перечня видов расходов, которые могут быть отнесены к расходам налогоплательщика на обучение с учетом терминологии Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В дополнение к действующей норме устанавливается, что расходы налогоплательщика на обучение включаются в состав прочих расходов, если обучение осуществляется на основании договора не только с образовательными, но и с научными организациями.
Кроме того, к расходам на обучение также предлагается относить расходы налогоплательщика, осуществленные на основании договоров о сетевой форме реализации образовательных программ, заключенных с образовательными организациями. В частности на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций предлагается относить расходы на содержание помещений и оборудования налогоплательщика, используемого для обучения, оплату труда, стоимость имущества, переданного для обеспечения процесса обучения, и иные расходы в рамках указанных договоров. Перечисленные расходы признаются в том налоговом периоде, в котором они были понесены, при условии, что в указанном налоговом периоде хотя бы один из обучающихся, окончивших обучение, заключил трудовой договор с налогоплательщиком на срок не менее одного года.
Согласно пояснительной записке рассматриваемое предложение направлено на мотивацию предприятий к участию в практико-ориентированной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, в том числе на развитие материально-технической базы профессиональных образовательных организаций.
В соответствие с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом, под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. В связи с этим включение в состав расходов налогоплательщика расходов, связанных с организацией процесса обучения лиц, не являющихся работниками налогоплательщика, требует дополнительного обоснования.
Кроме того, как отмечается в заключении Счетной палаты Российской Федерации, реализация данного предложения может привести к выпадающим доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, размер и источники возмещения которых в материалах, приложенных к законопроекту, не определены.
Счетная палата Российской Федерации также полагает целесообразным установить для налогоплательщиков требование о включение во внереализационные доходы отчетного (налогового) периода суммы расходов, осуществленных на основании договоров о сетевой форме реализации образовательных программ, в случае, если ни один из обучающихся, окончивших обучение в указанных образовательных организациях и заключивших трудовой договор с налогоплательщиком, проработал в организации менее года.
К законопроекту поступило 25 положительных отзывов законодательных органов власти субъектов Российской Федерации и 1 отрицательный. За принятие законопроекта высказалось 42 исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, против - 2.
Учитывая вышеизложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 33144-7 "О внесении изменений в статью 264 Налогового кодекса Российской Федерации в целях мотивации организаций к участию в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров" при условии его доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.