Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 34564-7 "О внесении изменений в статьи 251 и 262 Налогового кодекса Российской Федерации"
(в части уточнения доходов и расходов, связанных с приобретением прав на результаты интеллектуальной деятельности),
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 34564-7 "О внесении изменений в статьи 251 и 262 Налогового кодекса Российской Федерации", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Законопроектом предусмотрено дополнение перечня доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, доходами в виде имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленными в ходе проведенной налогоплательщиком инвентаризации имущества и имущественных прав. Проектируемая норма будет применяться в отношении имущественных прав, выявленных с 1 января 2017 года по 1 января 2019 года в ходе проведенной налогоплательщиком в этот период инвентаризации имущества и имущественных прав.
В состав расходов на оплату труда работников, участвующих в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, предлагается включать начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели, а также расходы на страховые взносы.
К расходам на научные исследования и опытно-конструкторские разработки предлагается также относить расходы на приобретение прав на результаты интеллектуальной деятельности при условии их использования в НИОКР.
Кроме того, налогоплательщику предоставляется право не представлять в налоговый орган отчет о выполненных научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках в целях применения коэффициента 1,5 к размеру фактических затрат в случае, если он размещен в определенной Правительством Российской Федерации государственной информационной системе. При этом при представлении налоговой декларации налогоплательщик обязан представить в налоговый орган сведения, подтверждающие размещение и идентифицирующие отчет в соответствующей государственной информационной системе в формате и по форме, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Как отмечается в заключении Счетной палаты Российской Федерации в случаях непредставления отчета и отсутствия его в определенной Правительством Российской Федерации государственной информационной системе суммы расходов на выполнение данных исследований и (или) разработок (отдельных этапов работ) учитываются в составе прочих расходов в размере фактических затрат. При этом законопроектом не урегулирован случай представления налоговой декларации без представления сведений, подтверждающих размещение указанного отчета в информационной системе.
С учетом изложенного из текста законопроекта не ясно, вправе ли налоговый орган отказать налогоплательщику в применении коэффициента 1,5 в случае непредставления налогоплательщиком сведений, подтверждающих размещение и идентифицирующих отчет в соответствующей государственной информационной системе. Представляется, что законопроект в этой части требует уточнения.
Кроме того, статью 2 законопроекта, устанавливающую порядок вступления федерального закона в силу, необходимо привести в соответствие с текущей календарной датой.
К законопроекту поступило 28 положительных отзывов законодательных органов власти субъектов Российской Федерации и 1 отрицательный. За принятие законопроекта высказалось 39 исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, против - 5.
Учитывая направленность законопроекта на формирование и рост объемов нематериальных активов и сделок с ними, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 34564-7 "О внесении изменений в статьи 251 и 262 Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.