Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 169585-7 "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона (далее - проект) предлагается провести эксперимент на территориях Республики Крым, Алтайского края, Краснодарского края и Ставропольского края (далее - территории эксперимента) посредством установления и введения на указанных территориях субъектов Российской Федерации платы за пользования курортной инфраструктурой - курортного сбора в целях финансового обеспечения работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры.
В части 1 статьи 1 проекта определяются территории субъектов Российской Федерации, на которых проводится указанный эксперимент в целях сохранения, восстановления и развития курортов. Учитывая, что в статье 1 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Федеральный закон N 26-ФЗ) определяются курорты федерального, регионального и местного значения, полагаем, используемое в проекте понятие "курорта" нуждается в уточнении.
Учитывая, что поддержка развития курортов федерального значения является расходным обязательством Российской Федерации, поддержка развития курортов регионального значения - расходное обязательство субъектов Российской Федерации, поддержка развития курортов местного значения - расходное обязательство поселений и городских округов (см. статью 13 Федерального закона N 26-ФЗ), обращаем внимание на необходимость уточнения формулировки в части 2 статьи 1 проекта, предусматривающей установление курортного сбора в целях финансового обеспечения работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию и ремонту объектов курортной инфраструктуры.
В соответствии с частью 2 статьи 1 проекта под курортным сбором понимается плата за пользование курортной инфраструктурой. В то же время в соответствии со статьей 5 проекта под плательщиками курортного сбора понимаются физические лица, находящиеся в объектах размещения. В связи с этим, по нашему мнению, рассматриваемые нормы устанавливают неравное положение плательщиков курортного сбора - физических лиц, находящихся в объектах размещения и пользующихся объектами курортной инфраструктурой с лицами, находящимися вне объектов размещения, но также пользующихся указанными объектами.
В части 3 статьи 1 проекта нуждается в уточнении формулировка "финансовое обеспечение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих в связи с проведением эксперимента, осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации" в части уточнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в связи с проведением эксперимента.
Учитывая, что частью 3 статьи 1 проекта определены новые расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникающие в связи с проведением эксперимента, а также в статье 3 проекта определены новые полномочия федеральных органов исполнительной власти, обращаем внимание на положение пункта 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), регулирующее условия выделения бюджетных ассигнований на принятие новых расходных обязательств, в том числе с начала очередного финансового года.
Учитывая предназначение курортного сбора, обращаем внимание, что в статье 2 проекта определение понятия "курортной инфраструктуры" нуждается в соотнесении понятием "курорт", определенным в абзаце четвертом статьи 1 Федерального закона N 26-ФЗ, имея в виду, что объекты курортной инфраструктуры должны быть связаны с использованием природных лечебных ресурсов.
В статье 2 проекта нуждается в дополнительном обсуждении использование понятия "жилые помещения, относящиеся к индивидуальному жилищному фонду в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации" применительно к определению понятия оператора курортного сбора в виду следующего.
Согласно статье 19 Жилищного кодекса Российской Федерации в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на индивидуальный жилищный фонд (совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования) и жилищный фонд коммерческого использования (совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования).
В целях сбора платы за пользование курортной инфраструктурой определяются объекты размещения, в том числе жилые помещения, предназначенные, по сути, для предоставления гостиничных услуг (за плату). Исходя из концепции законопроекта в этой части, предлагаем обозначить в этом определении жилые помещения жилищного фонда коммерческого использования. В противном случае возникнет коллизия между будущими нормами федерального закона и положениями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту "г" части 3 статьи 3 проекта высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет методическое сопровождение и координацию деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, связанной с проведением эксперимента. Следует иметь в виду, что органом государственной власти субъекта Российской Федерации является также и законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, деятельность которого высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации координировать не вправе. Исходя из изложенного, положение законопроекта нуждается в корректировке. Кроме того, в наименовании статьи 3 проекта необходимо предусмотреть не полномочия местного самоуправления, а полномочия органов местного самоуправления.
С учетом того, что органом государственной власти субъекта Российской Федерации является и законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, необходима также корректировка части 3 статьи 4 проекта.
В части 2 статьи 4 проекта определяется полномочие субъекта Российской Федерации своим законом устанавливать, в том числе и перечень лиц, освобождаемых от уплаты курортного сбора. В связи с этим указанное проектируемое положение нуждается в согласовании со статьей 6 проекта, в которой определены категории лиц освобождаемые от уплаты курортного сбора. Кроме того, предложенный законопроектом перечень лиц, освобожденных от уплаты курортного сбора, по нашему мнению, требует дополнительного обсуждения, учитывая, что в отношении отдельных категорий лиц, например, больных туберкулезом и лиц, постоянно работающих на территории эксперимента на основании трудового договора или служебного контракта возможны сложности администрирования.
В части 5 статьи 4 проекта формулировка "в том числе снижен до 0 рублей" представляется излишней, поскольку в указанной части уже определен предел размера курортного сбора - не более 100 рублей за сутки фактического пребывания в объекте размещения.
В части 4 статьи 7 проекта определяется, что повторное взимание курортного сбора за один и тот же период пребывания на территории эксперимента не допускается. В связи с этим нуждается в уточнении, что понимается под периодом пребывания, учитывая, что данная норма в силу своей неоднозначности может вызвать сложности в правоприменительной практике.
Учитывая, что частью 5 статьи 7 проекта предусматривается зачисление курортного сбора в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого проводится эксперимент, обращаем внимание на необходимость рассмотрения вопроса о внесении соответствующих изменений в БК РФ.
Кроме того в части 3 статьи 7 проекта необходимо уточнить понятие "субъекта", заменив указанное понятие на понятие "субъект Российской Федерации".
В части 1 статьи 9 полагаем необходимым уточнить, кем и в каком порядке ведется учет лиц, освобожденных от уплаты курортного сбора, прибывающих на территорию эксперимента.
Статью 10 проекта требуется согласовать с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предусмотрев вместо "контроля" "региональный государственный контроль" и указав на осуществление контроля не за исполнением "обязанностей", а за исполнением требований законов.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.