Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре
на проект федерального закона N 299577-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения информирования потребителей об использовании фонограммы при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений"
Досье на проект федерального закона
Комитет по культуре рассмотрел проект федерального закона N 299577-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения информирования потребителей об использовании фонограммы при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений" - внесен Е.Г. Тарло, Н.В. Косаревым в период исполнениями ими полномочий членов Совета Федерации, М.П. Максаковой-Игенбергс, Е.Н. Сенаторовой, Е.И. Кузьмичевой в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы.
Проект федерального закона направлен на обеспечение реализации права потребителей на информацию о развлекательных услугах, оказываемых при проведении зрелищно-развлекательных мероприятий в части использования фонограмм исполнителями музыкальных произведений, а также на обеспечение выполнения обязанности организаторами таких мероприятий по предоставлению указанной информации.
Проект предусматривает внесение изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. N 2300-I, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
В настоящий момент в статье 8 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" установлено, что потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об исполнителе и реализуемых им услугах. Кроме того, согласно пункту 1 статьи 10 данного закона, продавец (исполнитель) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В пункте 2 статьи 10 говорится, что информация об услугах в обязательном порядке должна содержать указания на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений. Данная информация должна в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договора купли-продажи и договоров об оказании услуг.
Комитет по культуре отмечает, что с момента вступления в силу нормы, обязывающей исполнителей и продавцов товаров и услуг указывать в информации об услугах указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений (с 1999 года), данная норма фактически не исполняется.
Поддерживая, в целом, идею об обязательном доведении до потребителей информации об использовании исполнителями музыкальных произведений фонограмм, тем не менее, отмечаем, что к законопроекту имеется большое количество замечаний, не позволяющих достигнуть намеченных авторами целей.
Основной нерешенной авторами проблемой является вопрос, что является фонограммой. В действующем законодательстве понятие фонограммы дано только применительно к объектам смежных прав. В соответствии с пунктом 1 статьи 1304 Гражданского кодекса Российской Федерации, фонограмма есть исключительно звуковая запись исполнения или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение. Данное определение является слишком широким и не может служить для целей законопроекта, т.к. подразумевает как запись вокала вместе с музыкой, так и запись отдельных звуков (это может быть запись только вокала, только музыкальных инструментов без вокала и т.д.).
В законопроекте (пункт 2 примечания к статье 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) содержится норма, о том, что не считается административным правонарушением ситуация, в которой действия, предусмотренные частью 4 статьи 14.8 КоАП, были совершены в отношении фонограммы, содержащей исключительно музыкальное сопровождение исполняемого музыкального произведения без использования голоса человека (голосов людей). Данная формулировка представляется некорректной по следующим основаниям.
Во-первых, в современных музыкальных выступлениях распространено дублирование живого голоса исполнителя заранее записанной записью с его собственным голосом и (или) голосами бэк-вокалистов. Это делается для создания более качественного звука и видеозаписи, в случае, если ведется телесъемка.
Во-вторых, понятие фонограммы должно быть закреплено не в примечании к статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей", так как это понятие вводится для целей информирования потребителей при оказании развлекательных услуг.
Кроме того, представляется проблематичным факт фиксации выступления под фонограмму в случаях, когда организаторами зрелищно-развлекательного мероприятия установлен запрет на использование аудио и видео записывающих устройств.
Считаем, что частично решить вопрос об информировании потребителей об использовании фонограммы можно приняв нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации, содержащий требования к порядку доведения до потребителей информации об использовании фонограмм, а также устанавливающий требования к содержанию данной информации. Принятие данного нормативного правового акта не потребует внесения изменений в федеральные законы, т.к. пунктом 1 статьи 10 Закона "О защите прав потребителей" предусмотрено, что по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в официальном отзыве на законопроект отмечает, что он нуждается в существенной доработке до его рассмотрения в первом чтении.
С учетом изложенного, Комитет по культуре не поддерживает проект федерального закона N 299577-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения информирования потребителей об использовании фонограммы при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений" и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель комитета |
С.С. Говорухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.