Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 614442-6 "О внесении изменений в статьи 1070 и 1100 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"
(в части уточнения оснований возмещения вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда)
внесен Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрел проект федерального закона N 614442-6 "О внесении изменений в статьи 1070 и 1100 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" (в части уточнения оснований возмещения вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда) (далее также - законопроект).
Законопроектом предложено дополнить предусмотренный пунктом 1 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перечень оснований для возмещения вреда в полном объеме независимо от вины должностных лиц за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования такими новыми основаниями, как незаконное привлечение к административной ответственности в виде лишения специального права или в виде обязательных работ. Корреспондирующие изменения предложено внести также в статью 1100 ГК РФ, расширив основания для компенсации морального вреда независимо от вины причинителя вреда.
Следует учитывать, что положения ГК РФ, в которые законопроектом предлагается внести изменения, устанавливают режим повышенной гражданско-правовой ответственности в тех случаях, когда незаконные действия должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда приводят к лишению свободы или к существенному ограничению свободы гражданина.
Однако такие виды административного наказания как лишение специального права или выполнение обязательных работ сами по себе не предполагают лишения либо существенного ограничения свободы гражданина.
Так, в пояснительной записке указывается на немедленное увольнение с работы работника в случае лишения его специального права (в том числе права на управление транспортным средством, другого специального права). Вместе с тем согласно части 2 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации прекращение трудового договора по указанному основанию допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую работник может выполнять с учетом его здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.
Кроме того, предлагая расширение гипотезы пункта 1 статьи 1070 ГК РФ законопроект не рассматривает иные случаи лишения или ограничения свободы, которые могут повлечь гораздо более существенное ограничение прав граждан (незаконное назначение принудительных мер медицинского характера, незаконное применение домашнего ареста, незаконное административное выдворение за пределы Российской Федерации).
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 614442-6 "О внесении изменений в статьи 1070 и 1100 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" (в части уточнения оснований возмещения вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда).
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.