Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике от 25 апреля 2017 г. N 3.6-04/686
по проекту федерального закона N 37671-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 21 апреля 2017 года (проект N 37671-7), и в рамках вопросов ведения отмечает следующее.
Федеральный закон вносит изменения в Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. Данными изменениями регламентируется правовой статус аудиовизуальных сервисов, монетизирующих свои услуги за счет просмотра рекламы, либо предоставляющих видеоконтент по подписке (за плату).
Федеральным законом определяется понятие "владелец аудиовизуального сервиса", под которым понимается владелец сайта, страницы сайта в сети "Интернет", информационной системы и (или) программы для ЭВМ, которые используются для формирования и (или) организации распространения в сети "Интернет" совокупности аудиовизуальных произведений, доступ к которым предоставляется за плату и (или) при условии просмотра рекламы, которая направлена на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации. При этом доступ к таким сайтам, страницам сайта или информационным системам должен составлять в течение суток более 100 тыс. пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации,
Федеральный закон устанавливает обязанности владельцев аудиовизуального сервиса. В частности: не допускать использования сервиса в целях совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством о выборах, соблюдать требования законодательства, регулирующие порядок распространения массовой информации. Кроме того, владельцы аудиовизуального сервиса должны будут разместить контактные данные для направления им сообщений, а также установить одну из предлагаемых Роскомнадзором программ для ЭВМ, предназначенных для определения количества пользователей информационным ресурсом в сети "Интернет".
Одновременно Федеральным законом устанавливаются правомочия Роскомнадзора. Так, предусматривается создание и ведение Роскомнадзором реестра аудиовизуальных сервисов (далее - реестр). При этом регламентируется порядок включения в реестр указанных ресурсов, порядок взаимодействия Роскомнадзора с хостинг-провайдерами, иными обеспечивающими размещение аудиовизуального сервиса в сети "Интернет" лицами и владельцами аудиовизуального сервиса.
Согласно Федеральному закону владельцем аудиовизуального сервиса может выступать только российское юридическое лицо или гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства другого государства.
Иностранным организациям, лицам с двойным гражданством, а также российским юридическим лицам, подконтрольным иностранцам, согласно Федеральному закону, запрещается владеть более чем 20% долей (акций) в уставном капитале владельца аудиовизуального сервиса. Вместе с тем, для привлечения иностранных инвестиций и гарантированного сохранения в российском сегменте Интернета компаний, использующих иностранные инвестиции, и заработавших устойчивую репутацию надежного легального видео для отечественных пользователей, Федеральный закон закрепляет положение о том, что такой запрет устанавливается для аудиовизуальных сервисов, количество пользователей которого на территории Российской Федерации составляет менее 50 процентов.
При этом, превышение установленной Федеральным законом доли иностранного участия во владении аудиовизуальным сервисом может быть согласовано создаваемой правительственной комиссией. Разрешение будет выдаваться правительственной комиссией при условии, что оно соответствует "интересам развития рынка аудиовизуальных сервисов в Российской Федерации".
Владелец аудиовизуального сервиса, получивший уведомление о включении сервиса в реестр, обязан в течение 2 месяцев со дня его получения предоставить в Роскомнадзор, документы, свидетельствующие о соблюдении установленных требований. В случае непредставления документов, несоблюдения указанных ограничений, на основании вступившего в законную силу решения суда доступ к аудиовизуальному сервису ограничивается оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет". Ограничение доступа осуществляется до исполнения владельцем аудиовизуального сервиса установленных требований.
Федеральный закон четко закрепляет перечень ресурсов, которые не являются аудиовизуальными сервисами. В перечень входят:
- информационные ресурсы, зарегистрированные в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" в качестве сетевых изданий;
- поисковые системы;
- информационные ресурсы, на которых аудиовизуальные произведения размещаются преимущественно пользователями сети "Интернет".
Федеральный закон изменениями в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает новые составы административных правонарушений с соответствующими штрафными санкциями:
- распространение владельцем аудиовизуального сервиса незарегистрированных средств массовой информации;
- нарушение владельцем аудиовизуального сервиса установленного порядка распространения среди детей информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;
- распространение владельцем аудиовизуального сервиса информации, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, материалы, публично оправдывающие терроризм, или другие материалы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности;
- неисполнение владельцем аудиовизуального сервиса требований Роскомнадзора об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2017 года.
В целом Федеральный закон направлен на обеспечение и защиту прав и законных интересов граждан Российской Федерации в сфере получения и распространения информации, а также на поддержку отечественных информационных ресурсов.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы текста Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенные факторы не выявлены.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Ю.В. Неёлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.