Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 25 апреля 2017 г. N 3.8-04/919
по Федеральному закону "О внесении изменений в статьи 7 и 38 Закона Российское Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 7 и 38 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 19 апреля 2017 года.
Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 15 декабря 2016 года и принят 22 февраля 2017 года в первом чтении, 7 апреля 2017 года во втором чтении и 19 апреля 2017 года в третьем чтении. В ходе подготовки проекта федерального закона ко второму чтению членами Совета Федерации В.В. Рязанским, Л.П. Кононовой, А.Г. Варфоломеевым, Е.В. Бибиковой, И.В. Фоминым направлены в Государственную Думу две поправки, которые были приняты.
Федеральный закон подготовлен в целях реализации Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 19 июля 2016 года N 16-П "По делу о проверке конституционности частей первой и третьей статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" в связи с жалобой гражданина В.Н. Карпекина" (далее - Постановление N 16-П).
Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении N 16-П признал взаимосвязанные положения частей 1 и 3 статьи 7 Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее-Закон N 4468-1) не соответствующими статье 7, части 1 статьи 19, частям 1, 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой эти положения в системе действующего правового регулирования при назначении пенсий по случаю потери кормильца родителям (супругам) двух (или более) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел, не позволяют учитывать для определения размера их пенсионного обеспечения факт гибели двух (или более) детей (и супруга).
Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством (статья 7, часть 1), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Необходимым условием достижения целей социального государства, обязывающих Российскую Федерацию заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности, является развитие системы социального обеспечения, которая должна строиться на принципах равенства, справедливости и соразмерности, выступающих конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 1997 года N 20-П и от 18 марта 2004 года N 6-П).
При этом, федеральный законодатель, относя тех или иных граждан к одной категории получателей конкретного вида пенсии, обязан, тем не менее, учитывать объективно существующие различия в положении этих граждан, включая все обстоятельства, связанные с основанием назначения пенсии, с тем чтобы размер их пенсионного обеспечения определялся с учетом положений Конституции Российской Федерации о социальном характере Российского государства, приверженного гуманизму, добру и справедливости (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 3 мая 1995 года N 4-П и от 27 апреля 2001 года N 7-П).
Федеральным законом внесены изменения в статьи 7 и 38 Закона N 4468-1, в соответствии с которыми лицам, потерявшим вследствие военной травмы двух и более кормильцев (супруга и (или) детей), пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 Закона N 4468-1, устанавливается только в связи со смертью (гибелью) одного из указанных кормильцев по их выбору, а в связи со смертью (гибелью) каждого другого кормильца к указанной пенсии начисляется надбавка в размере 200 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 Закона N 4468-1.
Детям, не достигшим 18 лет, а проходящим обучение в образовательных организациях по очной форме (за исключением образовательных организаций, обучение в которых связано с поступлением на военную службу или службу в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста, и детям, являющимся инвалидами с детства I и II групп, потерявшим вследствие военной травмы обоих родителей из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона N 4468-1, к пенсии по случаю потери кормильца, установленной им в связи со смертью (гибелью) одного из родителей, начисляется надбавка в связи со смертью (гибелью) другого родителя в размере 200 процентов расчетного размера пенсии, на каждого из указанных детей.
Указанные надбавки к пенсии по случаю потери кормильца начисляются федеральным органом исполнительной власти или федеральными государственными органами, которыми назначена пенсия по случаю потери кормильца.
Положения Федерального закона будут способствовать не только восполнению материальных потерь, но и выражению от имени государства признательности за воспитание достойных членов общества-защитников Отечества, подчеркивают значимость военной и правоохранительной службы для общества.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
В соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов финансового регулирования.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 7 и 38 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
В.В. Рязанский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.