Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ на проект федерального закона N 1048021-6 "О внесении изменений в статью 11 и в статью 12 Федерального закона от 29.12.2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и в статью 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ",
внесенному депутатами Государственной Думы О.В. Тимофеевой, Е.А. Митиной, В.М. Кононовым, Р.Ш. Хайровым и другими, а также Б.К. Балашовым, Е.Н. Сенаторовой, М.Ю. Назаровой в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
(повторно к первому чтению)
Досье на проект федерального закона
Замечаний концептуального характера по проекту федерального закона (далее - проект) не имеется.
Обращаем внимание на необходимость приведения используемой проектом терминологии в соответствие с терминологией Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее - Федеральный закон N 436-ФЗ).
В соответствии с проектируемым абзацем 1 части 4 статьи 11 Федерального закона N 436-ФЗ "оборот информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную статьей 5 настоящего Федерального закона, а также программ теле- и радиопередач, перечней и каталогов информационной продукции, без знака информационной продукции не допускается, за исключением:".
Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона N 436-ФЗ под информационной продукцией понимается предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи.
При этом под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации (статья 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", далее - Закон N 2421-1); под аудиовизуальной продукцией понимается кино-, видео-, фоно-, фотопродукция и ее комбинации, созданные и воспроизведенные на любых видах носителей (статья 5 Федерального закона от 29.12.1994 N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов"); под печатным изданием следует понимать книги, брошюры, газеты, журналы, альманахи, бюллетени, иное издание; программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения (статья 1261 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом терминологии, используемой в специальных федеральных законах, буквальный смысл проектируемого абзаца части 4 статьи 12 Федерального закона N 436-ФЗ аналогичен его действующей редакции, в связи с чем неясно, какая цель преследуется проектом при изложении новой редакции абзаца 1 части 4 статьи 11 Федерального закона N 436-ФЗ, которая по существу не отличается от действующей нормы
Согласно проектируемом абзацам части 4 статьи 12 Федерального закона N 436-ФЗ "Вещатель не вправе предоставлять и (или) распространять программы теле- и радиопередач, перечни и каталоги информационной продукции, в том числе путем опубликования, без знака информационной продукции. В случае опубликования в периодическом печатном издании, специализирующемся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера, программ теле- и радиопередач, перечней и каталогов информационной продукции, ответственность за отсутствие знака информационной продукции или за его несоответствие определенной категории информационной продукции несет производитель данной информационной продукции и (или) соответствующий вещатель, за исключением случаев, когда отсутствие знака информационной продукции или его несоответствие определенной категории информационной продукции возникло исключительно по вине периодического печатного издания.".
Полагаем, что в указанной проектируемой норме необходимо раскрыть термин "вещатель" либо дать ссылку на Федеральный закон, в котором содержится определение данного термина. При этом обращаем внимание на то, что обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей, осуществляют, как следует из статей 6 и 12 Федерального закона N 436-ФЗ, производитель или распространитель информационной продукции (см. Рекомендации по применению Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" в отношении печатной (книжной) продукции", утв. Минкомсвязи России 22.01.2013 N АВ-П17-531).
Обращаем внимание на статью 22 Федерального закона N 436-ФЗ, согласно которой нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В связи с чем положения об ответственности целесообразно предусмотреть в указанной статье. При этом следует учесть, что юридическая ответственность наступает по общему правилу при наличии вины нарушителя.
Также считаем некорректным использование словосочетания "по вине периодического печатного издания", поскольку согласно статье 2 Закона N 2124-1 под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год (то есть не субъект правоотношений и ответственности, субъектом ответственности в зависимости от того, как участвует средство массовой информации в правоотношениях, является редакция, главный редактор или учредитель периодического печатного издания).
Проектом предлагается внести изменения в часть 2 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), предусматривающие установление административной ответственности за нарушение порядка оборота продукции средства массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, а также оборота теле- и радиопередач, перечней и каталогов информационной продукции.
Нуждается в уточнении диспозиция проектируемой части 2 статьи 13.21 Кодекса, поскольку содержит более одного состава административных правонарушений - нарушение установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, и нарушение установленного порядка оборота вышеуказанной продукции, а также нарушение установленного порядка оборота программ теле- и радиопередач, перечней и каталогов информационной продукции.
В связи с изложенным предлагаемые законопроектом изменения целесообразно выделить в отдельную часть, при этом внести соответствующие изменения в название указанной статьи, расширив предмет ее регулирования.
Заместитель начальника управления |
О.Ю. Гвоздилина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.