Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 88979-7 "О внесении изменения в статью 407 Налогового кодекса Российской Федерации"
(в части освобождения от налога на имущество физических лиц родителей в многодетных семьях),
внесенному депутатом Государственной Думы Т.В. Плетневой
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный проект федерального закона, Комитет отмечает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить пункт 1 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) новым подпунктом, устанавливающим освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц родителей в семьях, отнесенных законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" к многодетным и нуждающимся в дополнительной социальной поддержке.
Как отмечается в заключении по указанному законопроекту Комитета по вопросам семьи, женщин и детей, в настоящее время на федеральном уровне отсутствует легальное определение понятия "многодетная семья". Вместе с тем, данный вопрос регулируется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей". Названный Указ Президента Российской Федерации предполагает, что в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей субъекты Российской Федерации с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона определяют категории семей, которые относятся к многодетным.
В связи с этим проектируемое положение приведет к нарушению принципа равенства налогообложения, поскольку каждый субъект Российской Федерации самостоятельно определяет круг лиц, подпадающих под определение многодетной семьи на территории соответствующего региона.
В целом предлагаемый механизм не соответствует принципам налоговой политики, в соответствии с которыми основной задачей является укрепление финансовой самостоятельности регионов и муниципальных образований.
Как отмечается в заключении Счетной палаты Российской Федерации к указанному законопроекту, установление льготы в отношении местного налога на федеральном уровне не соответствует пункту 13 Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, одобренных на заседании Правительства Российской Федерации 13 октября 2016 года, в соответствии с которыми планируется поэтапная отмена действующих налоговых льгот, установленных на федеральном уровне по региональным и местным налогам, с передачей соответствующих полномочий на региональный (местный) уровень.
Кроме того, пунктом 2 статьи 399 Кодекса уже предусмотрено, что представительные органы муниципальных образований своими нормативными правовыми актами могут также устанавливать налоговые льготы, не предусмотренные главой 32 Кодекса, основания и порядок их применения налогоплательщиками.
Таким образом, в настоящее время представительные органы муниципальных образований наделены всей полнотой власти для установления новых налоговых льгот.
Учитывая, что зачисление доходов от налога на имущество физических лиц осуществляется в местные бюджеты (Глава 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации) реализация положений проекта федерального закона приведет к возникновению выпадающих доходов местных бюджетов. Согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту федерального закона реализация законопроекта может потребовать от 3 до 6 млрд. рублей (исходя из численности многодетных семей в Российской Федерации). Указанная ситуация может привести к разбалансированности местных бюджетов и рискам неисполнения расходных обязательств. При этом механизмы компенсации выпадающих доходов бюджетным законодательством Российской Федерации не предусмотрены. В материалах к законопроекту также отсутствуют предложения по источникам и объемам таких компенсаций.
К законопроекту поступило 11 отрицательных отзывов законодательных органов власти субъектов Российской Федерации и 4 положительных. За принятие законопроекта высказалось 2 исполнительных органа власти субъектов Российской Федерации, против - 23.
На основании изложенного, Комитет предлагает отклонить проект Федерального закона N 88979-7 "О внесении изменения в статью 407 Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.