Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 29 мая 2017 г. N 3.5-04/788
на проект федерального закона N 906916-6 "О внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Закон), внесенный Правительством Российской Федерации и принятый Государственной Думой 26 мая 2017 года, комитет отмечает следующее.
Закон разработан в целях урегулирования отдельных вопросов, связанных с предоставлением жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и предусматривает изменения, уточняющие порядок установления очередности получения жилищных субсидий, а также определения размера жилищных субсидий.
Статьей 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ) установлена очередность предоставления жилищных субсидий.
Так, в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), во вторую очередь - пенсионерам, в третью очередь - гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а в четвертую очередь - работающим гражданам.
Вместе с тем в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год, соответственно условия, на основании которых граждане были поставлены на учет для предоставления жилищных субсидий, могут меняться.
Действующей редакцией статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ установлено, что в случае изменения указанных условий гражданам предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями, при этом очередность их предоставления определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию граждан, т.е. по дате последнего заключения медико-социальной экспертизы.
Рассматриваемый закон устанавливает, что при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения условий, постановка на учет будет осуществляться исходя из первоначальной очередности для этой категории, что, по мнению комитета, является обоснованным и повышает социальную защищенность граждан,
Также в целях установления единой правоприменительной практики Закон устанавливает срок, в течение которого гражданином и (или) членами его семьи было произведено отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений, учитываемое при расчете размера жилищной субсидии, - в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата.
Это обусловлено тем, что отсутствие законодательного регулирования периода, в течение которого отчуждение жилых помещений влияет на размер жилищной субсидии, приводило к неоднозначному толкованию положений статьи 6 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ в правоприменительной практике, в том числе при рассмотрении соответствующих вопросов в судебных инстанциях.
Кроме того, в связи с тем, что в соответствии со статьей 43 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с 1 января 2013 года завершен переходный период и функции по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации переданы от организаций, осуществляющих техническую инвентаризацию, органам кадастрового учета, Закон устанавливает, что в случае вышеназванного отчуждения жилых помещений в течение пяти лет, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения. При этом в случае отсутствия кадастровой стоимости жилого помещения учитывается величина инвентаризационной стоимости жилого помещения.
Редакцией Закона, первоначально внесенного Правительством Российской Федерации, предлагалась также норма, устанавливающая, что распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на жилищные субсидии утверждается Правительством Российской Федерации. Указанная норма была исключена в результате принятия поправки члена Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, что обеспечило сохранение действующих положений, согласно которым распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на жилищные субсидии утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и соответствует рекомендациям Совета Федерации по переходу на утверждение распределения максимального количества межбюджетных трансфертов, передаваемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, федеральным законом о федеральном бюджете.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что реализация Закона не потребует дополнительных расходов федерального бюджета, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Председатель комитета |
С.Н. Рябухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.