Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 30 мая 2017 г. N 3.1-05/2134
на проект федерального закона N 1135461-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и статью 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации",
принятый Государственной Думой 26 мая 2017 г.
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и статью 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект данного Федерального закона был внесен в Государственную Думу 26 июля 2016 года Правительством Российской Федерации и принят Государственной Думой 21 декабря 2016 года в первом чтении; во втором чтении - 19 мая 2017 года; в третьем чтении - 26 мая 2017 года.
Федеральный закон направлен на уточнение процедуры въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, получивших разрешение на временное проживание в Российской Федерации.
Федеральный закон был разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 февраля 2016 года N 4-П "По делу о проверке конституционности положений части 2 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 11 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и статьи 24 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и гражданина Федеративной Республики Нигерия Х.Э. Увангуе".
Указанным постановлением взаимосвязанные положения части 2 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 24 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в системе действующего нормативного регулирования в истолковании, придаваемом правоприменительной практикой, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 18, 19 (части 1 и 2), 27 (часть 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в силу неопределенности действующего нормативного регулирования эти положения позволяют привлекать к административной ответственности за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации имеющего действующее разрешение на временное проживание в Российской Федерации иностранного гражданина - в случае, если он при выезде из Российской Федерации предъявил данное разрешение и визу, по которой осуществлял въезд в Российскую Федерацию и срок действия которой истек, подтверждающие законность его въезда в Российскую Федерацию и пребывания в Российской Федерации, - на одном лишь формальном основании отсутствия у него визы с не истекшим сроком действия, а также отказывать ему в связи с этим в пропуске через Государственную границу Российской Федерации на выезд.
Во исполнение данного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации рассматриваемый Федеральный закон дополняет Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" новыми положениями, согласно которым иностранные граждане и лица без гражданства, получившие в Российской Федерации разрешение на временное проживание, осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации на основании действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и визы временно проживающего лица, если иное не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.
При этом виза временно проживающего лица выдается таким лицам при выдаче им разрешения на временное проживание на срок действия указанного разрешения.
Одновременно Федеральный закон уточняет само понятие визы, указывая, что под визой понимается не только разрешение на въезд в Российскую Федерацию или транзитный проезд через ее территорию, но и на пребывание в Российской Федерации.
Также Федеральный закон дополняет целевую категорию обыкновенных виз новой разновидностью - в целях получения разрешения на временное проживание. Указанная виза выдается иностранному гражданину или лицу без гражданства на срок до четырех месяцев при наличии решения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о выдаче разрешения на временное проживание.
С учетом введенных Федеральным законом новаций Правительство Российской Федерации должно будет утвердить правила определения и распределения квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации.
В ходе работы над Федеральным законом в его текст были внесены отдельные уточнения, улучшившие в целом редакцию Федерального закона.
Федеральный закон согласуется с Конституцией Российской Федерации и системой федерального законодательства.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупционных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и статью 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.