Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 30 мая 2017 г. N 3.8-03/1233
на проект федерального закона N 17161-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 24 мая 2017 года.
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу 1 ноября 2016 года Правительством Российской Федерации, принят 16 декабря 2016 года в первом чтении, 14 апреля 2017 года во втором чтении и 24 мая 2017 года в третьем чтении. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению членами Совета Федерации в Государственную Думу поправки не направлялись.
Федеральный закон вносит изменение в пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ), согласно которому к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов отнесен государственный контроль (надзор) за исполнением требований законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Также Федеральный закон дополняет Закон N 181-ФЗ новой статьей 15.1, согласно положениям которой отдельные функции по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг возложены на уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые в настоящее время уже осуществляют государственный контроль (надзор) в соответствующих сферах (транспорта, связи и информации, образования, культуры, здравоохранения, градостроительства, жилищно-коммунального обслуживания и других).
Согласно Федеральному закону уполномоченные федеральные органы власти должны будут осуществлять:
федеральный государственный надзор за соблюдением норм трудового законодательства, в области связи, в сфере обращения лекарственных средств;
федеральный государственный транспортный надзор (в области гражданской авиации, железнодорожного и внутреннего водного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта);
федеральный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания;
государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности.
Уполномоченные федеральные и региональные органы исполнительной власти - государственный контроль (надзор) в сфере образования и за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации будут осуществлять:
региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания;
контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковыми такси;
государственный надзор за состоянием, содержанием сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения;
государственный жилищный и строительный надзор.
В соответствии с Федеральным законом порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемый услуг будут устанавливаться положением о соответствующем виде государственного контроля (надзора), утверждаемым при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) - Правительством Российской Федерации, при осуществлении регионального государственного контроля - высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Федеральный закон не предусматривает установление новых видов государственного контроля (надзора). Принятие Федерального закона не потребует создания новых органов государственной власти или их структурных подразделений.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, будут применяться положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Комитет отмечает, что федеральным законодательством Российской Федерации закреплены обязательные условия создания доступности для инвалидов объектов и услуг, но отсутствует контроль за исполнением этих обязательств, в результате права инвалидов на безбарьерную среду нарушаются. Такая ситуация сложилась из-за отсутствия правового регулирования государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг, в части определения полномочий федеральных и региональных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление соответствующего контроля(надзора).
По мнению Комитета, принятие Федерального закона будет способствовать созданию эффективной системы контроля за выполнением обязательных условий доступности для инвалидов объектов и услуг.
Статья 2 Федерального закона предусматривает вступление его в силу с 1 января 2018 года.
Исходя из финансово-экономического обоснования, принятие Федерального закона не потребует выделение дополнительных средств федерального бюджета, бюджетов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
В.В. Рязанский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.