Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 23946-7 "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(в части усиления ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица),
внесенный Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается увеличить размеры штрафов, предусмотренных частью 1 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, установив их в размере от 40000 рублей до 100000 рублей.
В настоящее время частью 1 статьи 14.1 Кодекса предусматривается наказание в виде наложения административного штрафа в размере от 500 рублей до 2000 рублей.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, внесение указанного предложения основано на сравнении действующих административных штрафов с размерами страховых взносов и налогов.
Комитет, разделяя обеспокоенность автора законопроекта, вместе с тем отмечает, что многократное увеличение размеров административных штрафов с учетом установленной уголовной ответственности (ст. 171 УК РФ) требует веских обоснований, которые должны быть основаны на результатах анализа статистических данных о совершаемых правонарушениях, причин увеличения их числа, оценки сведений о раскрываемости правонарушений, а также данных о недостаточной эффективности применяемых к правонарушителям административных наказаний, установленных нормами Кодекса.
Однако такие сведения и обоснования в пояснительной записке к законопроекту не представлены, из чего следует, что соответствующий анализ авторами не проводился.
При этом необходимо учитывать, что увеличение размера штрафных санкций не может само по себе служить эффективной мерой профилактики противоправного поведения.
Эффективность государственного контроля (надзора) в предупреждении, выявлении и пресечении нарушений в области предпринимательской деятельности связана не столько с размером установленных штрафов, сколько с организацией государственного контроля (надзора) в данной области.
Кроме того, предлагаемые изменения в части увеличения административных штрафов приведут к дисбалансу размеров административных штрафов статьи 14.1 Кодекса, поскольку частями 2, 3 и 4 указанной статьи Кодекса предусмотрена ответственность за не менее общественно-опасные правонарушения. В частности, согласно части 4 статьи предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), однако размер административного штрафа для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, составляет от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Также следует отметить, что при сходных ситуациях в других статьях Кодекса размеры административного штрафа определены несколько иначе. Например, нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей (ч. 1 ст. 9.1 Кодекса).
Комитет обращает внимание на необходимость обеспечения именно неотвратимости административного наказания, а не увеличения штрафных санкций, поскольку они должны отвечать требованиям справедливости. Нарушение данного принципа может привести к разбалансированности в подходе законодателя к установлению административных санкций.
В этой связи не представляется возможным сделать вывод о необходимости внесения предлагаемых законопроектом изменений.
На основании изложенного, Комитет не поддерживает рассматриваемый законопроект и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.