Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального закона N 1046437-6 "О государственной социальной помощи лицам, находящимся за чертой бедности" и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается определить меры государственной социальной помощи лицам, оказавшимся за чертой бедности, в условиях экономического кризиса в Российской Федерации.
Под лицами, находящимися за чертой бедности, авторы законопроекта понимают лица, доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного для основных социально-демографических групп населения в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", и умноженного на коэффициент 1,3.
Государственную социальную помощь указанным лицам должны будут оказывать в виде ежемесячной социальной выплаты, осуществляемой за счет средств федерального бюджета, в форме безналичного перечисления средств на специальный социальный счет гражданина, имеющего право на данный вид помощи. Средства ежемесячной социальной выплаты могут расходоваться с помощью электронной расчетной карты на приобретение продуктов питания, непродовольственных товаров, лекарственных препаратов, медицинских изделий, оплату услуг, состав и перечни которых определяются Правительством Российской Федерации. Средства указанной выплаты не могут быть предоставлены в виде наличных денежных средств.
В настоящее время Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" установлены правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, иным категориям граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации.
В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, малоимущих граждан, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В связи с этим и в статье 5 Федерального закона N 178-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Рассматриваемый проект федерального закона противоречит законодательно установленному разграничению полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту на его реализацию ежемесячно из средств федерального бюджета дополнительно потребуется около 156 млрд.рублей. Однако норма об источнике и порядке финансирования в законопроекте отсутствует, что противоречит статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, где установлена необходимость нормы, определяющей источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.
Авторы отмечают, что в связи с дефицитом федерального бюджета реализация законопроекта потребует внесения изменений в бюджетную политику Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию законопроекта.
Правительство Российской Федерации не поддерживает данный проект федерального закона.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы имеет замечания к законопроекту в части разграничения полномочий.
На законопроект поступили отзывы из 20 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации: 8 - поддерживают, 3 - замечаний не имеют, 9 - не поддерживают. Из высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации поступило 38 отзывов: 3 - поддерживают, 5 - замечаний не имеют, 30 - не поддерживают.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 1046437-6 "О государственной социальной помощи лицам, находящимся за чертой бедности" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.