Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по аграрным вопросам
по проекту федерального закона N 272688-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О карантине растений"
(в части продления срока введения в действие отдельных положений Федерального закона "О карантине растений")
- внесен депутатами Государственной Думы В.И. Кашиным, А.Ж. Бифовым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рассмотрел проект федерального закона N 272688-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О карантине растений" (в части продления срока введения в действие отдельных положений Федерального закона "О карантине растений"), внесенного депутатами Государственной Думы В.И. Кашиным, А.Ж. Бифовым (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается перенести с 1 января 2018 года на 1 января 2025 года вступление в силу положения части 4 статьи 24 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 206-ФЗ "О карантине растений" (далее - Закон о карантине растений) и сохранить до указанного срока действующий порядок проведения лабораторных исследований проб и (или) образцов подкарантинной продукции, ввозимой в Российскую Федерацию, который установлен статьей 24, пунктом 5 статьи 34 указанного Закона.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 24 Закона о карантине растений, каждая партия подкарантинной продукции, ввоз которой осуществляется в Российскую Федерацию, подлежит государственному карантинному фитосанитарному контролю (надзору) с отбором проб и (или) образцов подкарантинной продукции для их лабораторного исследования в целях установления соответствия ее состояния карантинным фитосанитарным требованиям (далее - лабораторные исследования).
Согласно данным Россельхознадзора ежегодно на территорию Российской Федерации поступает 20 миллионов тонн подкарантинной продукции в сопровождении фитосанитарных сертификатов, оформленных государственными органами - национальными организациями по карантину и защите растений стран-экспортеров, удостоверяющих ее соответствие международным и российским фитосанитарным требованиям. По результатам карантинного фитосанитарного контроля ежегодно Россельхознадзором выявляется в 4,5 - 5 тысячах случаях (еженедельно более 50 случаев) около 40 видов карантинных вредных организмов (еженедельно около 20 видов) при этом на 4-5 видов карантинных вредных организма количество видов ежегодно увеличивается.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Закона о карантине растений государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) - деятельность федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, направленная на выявление карантинных объектов в подкарантинной продукции, на подкарантинных объектах, обеспечение соблюдения карантинных фитосанитарных требований, предупреждение и пресечение нарушений требований законодательства Российской Федерации в области карантина растений, выполнение международных обязательств и соблюдение законодательства государств-импортеров, государств - членов Таможенного союза в области карантина растений.
В соответствии с подпунктами 3.3; 3.5; 3.6; 3.7; 3.8 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 318 (далее - Решение Комиссии Таможенного союза) в целях проверки соответствия ввозимой подкарантинной продукции Единым карантинным фитосанитарным требованиям, предъявляемым к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам при ввозе осуществляется карантинный фитосанитарный контроль (надзор), в том числе с отбором образцов (проб) для проведения карантинной фитосанитарной экспертизы.
При этом, в соответствии с пунктом 3.11 Решения Комиссии Таможенного союза в случае если законодательством государства-члена предусмотрено взимание платы за осуществление отдельных контрольных мероприятий и (или) исследование образцов (проб) подкарантинной продукции, размер такой платы определяется тарифами, утвержденными в порядке, установленном законодательством государства-члена.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) закреплен принцип недопустимости взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 16 части 3.1 статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения указанного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении пограничного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Кроме того, Комитет полагает необходимым отметить, что проведение лабораторных исследований также является обязательным условием при вывозе из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции (в соответствии с частью 1 статьи 25 и частью 2 статьи 29 Закона о карантине растений), а также при перемещении подкарантинной продукции по территории Российской Федерации (пункт 5 части 3 статьи 18, часть 1 статьи 21 Закона о карантине растений).
При этом в соответствии с частью 8 статьи 26 Закона о карантине растений в указанных случаях лабораторные исследования в области карантина растений также проводятся за счет средств собственника подкарантинной продукции.
В связи с изложенным, действующие в настоящее время в Российской Федерации положения о проведении карантинного фитосанитарного контроля ввозимой продукции за счет средств собственников подкарантинной продукции полностью соответствуют сложившейся международной практике в области карантина растений и законодательству в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
К законопроекту имеются замечания юридико-технического характера, которые возможно учесть при доработке законопроекта ко второму чтению.
Правовое Управление Государственной Думы замечаний правового характера к законопроекту не имеет.
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию поддерживает законопроект.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам поддерживает проект федерального закона N 272688-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О карантине растений" (в части продления срока введения в действие отдельных положений Федерального закона "О карантине растений"), внесенного депутатами Государственной Думы В.И. Кашиным, А.Ж. Бифовым, и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.