Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 24 июля 2017 г. N 3.8-04/1764
на проект федерального закона N 169585-7 "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае" (далее-Федеральный закон), принятый Государственной Думой 19 июля 2017 года.
Проект названного Федерального закона был внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 6 мая 2017 года, принят 23 июня 2017 года в первом чтении, 14 июля 2017 года во втором чтении и 19 июля 2017 года в третьем чтении. В ходе подготовки проекта федерального закона ко второму чтению членами Совета Федерации С.Н. Рябухиным, Н.А. Журавлевым, Е.А. Перминовой, В.Б. Шубой, В.В. Рязанским, Л.П. Кононовой, Е.В. Бибиковой, И.В. Фоминым направлялись в Государственную Думу 14 поправок, которые были приняты.
Федеральный закон разработан для создания благоприятных условий устойчивого развития сферы туризма, сохранения, восстановления и развития курортов в Российской Федерации. С этой целью проводится эксперимент в 2018 - 2022 годах в четырех субъектах Российской Федерации: Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае. В ходе эксперимента предлагается апробировать механизм оплаты за пользование курортной инфраструктурой (далее - курортный сбор) с учетом особенностей регионов. По итогам эксперимента будет приниматься решение о возможности распространения опыта на территорию всей страны.
Сутью эксперимента является установление курортного сбора в целях финансового обеспечения работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры.
Исчерпывающий перечень указанных работ формируется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом предложений органов местного самоуправления.
Федеральным законом вводится понятийный аппарат, раскрывая такие понятия как: курортная инфраструктура, объект размещения, оператор курортного сбора, территория эксперимента.
Статьей 4 Федерального закона определены полномочия органов государственной власти и местного самоуправления по отбору муниципальных образований, участвующих в эксперименте, а также устанавливаются общие требования к содержанию ежегодных отчетов о ходе эксперимента, срокам их предоставления и показателям эффективности проведения эксперимента.
Устанавливается также, что уполномоченный орган, определяемый Правительством Российской Федерации, осуществляет методическое сопровождение и координацию деятельности высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, направляет им предложения по совершенствованию механизма и порядка проведения эксперимента, а также представляет проект ежегодного отчета в Правительство Российской Федерации о ходе и результатах эксперимента за прошедший период.
Комитет отмечает, что законы субъектов Российской Федерации о введении курортного сбора должны быть приняты не позднее 1 декабря 2017 года. К этому времени должна быть подготовлена необходимая законодательная база на всех уровнях и проведена организационная работа, при этом до настоящего времени не определен уполномоченный орган, который призван координировать всю работу, связанную с экспериментом, что представляется неоправданным.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации определяет орган исполнительной власти, ответственный за проведение эксперимента в регионе, утверждает порядок и сроки предоставления заявок о включении и исключении территорий муниципальных образований из территории эксперимента, а также утверждает порядок ведения реестра операторов курортного сбора и перечень сведений, содержащихся в нем, осуществляет методическое сопровождение и координацию, утверждает ежегодный отчет о ходе эксперимента на территории субъекта Российской Федерации.
В свою очередь уполномоченный орган субъекта Российской Федерации устанавливает порядок, форму и сроки предоставления сведений, необходимых для осуществления мониторинга хода эксперимента и проводит его, создает и ведет реестр операторов курортного сбора, представляет отчет о результатах эксперимента.
Курортный сбор вводится в действие законом субъекта Российской Федерации в муниципальных образованиях, входящих в территорию эксперимента, в котором устанавливается размер курортного сбора, порядок и сроки исчисления, уплаты и перечисления в бюджет субъекта Российской Федерации, определяется перечень лиц, освобожденных от уплаты курортного сбора, порядок информирования о ходе эксперимента и его результатах.
Взимание курортного сбора осуществляется не ранее 1 мая 2018 года и может быть прекращено на территории муниципального образования законом субъекта Российской Федерации на основании заявки соответствующего муниципального образования об исключении из территории эксперимента.
Размер курортного сбора не может составлять более 100 рублей, при этом в 2018 году его размер не может превышать 50 рублей.
Размер курортного сбора может быть дифференцирован в зависимости от сезона (в том числе снижен до 0 рублей).
Федеральным законом определены плательщиками курортного сбора - физические лица, достигшие совершеннолетнего возраста, проживающие в объектах размещения более 24 часов.
Курортный сбор взимается не позднее момента выезда из объекта размещения.
Статья 7 Федерального закона содержит открытый перечень лиц и категорий граждан, освобожденных от уплаты курортного сбора, среди которых инвалиды и участники Великой Отечественной войны, малоимущие семьи, лица с доходами ниже прожиточного минимума, больные туберкулезом, лица, имеющие жилые дома на праве собственности на территории эксперимента и другие. Комитет обращает внимание, что указанный перечень не содержит лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также лиц, которые пребывают на территорию эксперимента в служебную командировку, Принимая во внимание, что размер суточных в пределах Российской Федерации в настоящее время установлен в объеме 100 рублей, уплата курортного сбора в том же размере приведет к увеличению затрат для командирующих организаций, в том числе бюджетных.
Субъекты Российской Федерации вправе установить законом субъекта Российской Федерации иные категории лиц, освобождаемые от уплаты курортного сбора, с учетом предложений муниципальных образований.
Федеральным законом закрепляется положение, в соответствии с которым освобождение от уплаты курортного сбора осуществляется при предъявлении оператору курортного сбора оригинала документа, подтверждающего право на освобождение от уплаты курортного сбора. Данное положение требует, по мнению Комитета, широкого информационного сопровождения и разъяснительной работы на федеральном уровне, при этом средства на эти цели Федеральным законом не предусмотрены.
Комитет также отмечает, что федеральное законодательство не предусматривает выдачу каких - либо документов, подтверждающих статус "малоимущей семьи" или "малоимущего одиноко проживающего гражданина", которые, согласно Федеральному закону также освобождаются от уплаты курортного сбора при предъявлении документа.
Обязанность по исчислению, взиманию и перечислению в бюджет субъекта Российской Федерации Федеральным законом возлагается на оператора курортного сбора, который обязан выдать плательщику курортного сбора документ, подтверждающий факт уплаты.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона создается Фонд развития курортной инфраструктуры (далее - Фонд), который является частью средств бюджета субъекта Российской Федерации, подлежащей использованию в целях развития курортной инфраструктуры.
Обязанности по ведению реестра, отчетности, учету плательщиков курортного сбора, а также учету лиц, освобожденных от его уплаты, возлагаются на операторов курортного сбора.
Региональный государственный контроль за исполнением плательщиками и операторами курортного сбора возложенных на них обязанностей, связанных с проведением эксперимента, осуществляется в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации с учетом требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Кроме того, при уполномоченном органе субъекта Российской Федерации в целях осуществления общественного контроля за целевым расходованием бюджетных ассигнований Фонда, разработки предложений по проведению эксперимента, создается Общественный совет, в состав которого должны быть включены представители операторов курортного сбора, представители общественных и экспертных организаций, действующих на территории эксперимента.
Такая форма общественного контроля позволит, по мнению Комитета, обеспечить гласность информации об использовании средств курортного сбора на решение приоритетных задач по развитию курортной инфраструктуры на территории эксперимента.
Ответственность за нарушение положений нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения по проведению эксперимента, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
С 1 января 2020 года субъекты Российской Федерации, участвующие в эксперименте, вправе законом субъекта Российской Федерации наделять органы местного самоуправления муниципальных образований, территории которых включены в территорию эксперимента, государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по установлению размера курортного сбора на территории муниципального образования, установлению иных категорий лиц, освобождаемых от уплаты курортного сбора, а также иными полномочиями, не отнесенными настоящим Федеральным законом к исключительным полномочиям субъекта Российской Федерации.
Статьей 13 Федерального закона устанавливается, что доходы от уплаты курортного сбора не учитываются при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации для распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, что отвечает интересам субъектов Российской Федерации, участвующих в эксперименте.
Принятие Федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Статьей 14 Федерального закона предусмотрено вступление его в силу со дня официального опубликования.
В своем заключении Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Исходя из изложенного, Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
В.В. Рязанский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.