Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 24 июля 2017 г. N 3.2-05/2233
на проект федерального закона N 169585-7 "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае" (проект N 169585-7), принятый Государственной Думой 19 июля 2017 года (далее - Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральный закон разработан во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 19 сентября 2016 года N Пр-1817ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 26 августа 2016 года, и направлен на формирование целевого источника доходов субъектов Российской Федерации для последующего финансирования мероприятий по развитию курортной инфраструктуры.
Федеральным законом предусматривается проведение в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае (далее - субъекты Российской Федерации) эксперимента по введению платы за пользование курортной инфраструктурой (далее - курортный сбор).
Согласно статье 2 Федерального закона взимание курортного сбора начнется не ранее 1 мая 2018 года. При этом законы субъектов Российской Федерации о введении курортного сбора должны быть приняты не позднее 1 декабря 2017 года. Окончание эксперимента предусматривается 31 декабря 2022 года.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона курортный сбор подлежит зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого проводится эксперимент.
Федеральным законом предусматривается, что субъект Российской Федерации своим законом устанавливает территорию эксперимента, размер курортного сбора, порядок и сроки его перечисления в бюджет субъекта Российской Федерации, порядок осуществления контроля за исполнением требований Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, связанных с проведением эксперимента, порядок предоставления сведений о ходе эксперимента законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о перечне построенных, реконструированных, благоустроенных и отремонтированных объектов курортной инфраструктуры.
Федеральным законом устанавливается, что размер курортного сбора не может превышать 100 рублей, а в 2018 году 50 рублей, за сутки фактического проживания плательщика в объекте размещения. Кроме того, Федеральным законом предусматривается, что размер курортного сбора может быть дифференцирован в зависимости от сезона (в том числе снижен до 0 рублей), времени пребывания плательщика курортного сбора в объекте размещения, значения курорта в соответствии с законодательством Российской Федерации о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах, места нахождения территорий муниципальных образований, входящих в территорию эксперимента.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона с 1 января 2020 года субъекты Российской Федерации, участвующие в эксперименте, вправе законом субъекта Российской Федерации наделять органы местного самоуправления муниципальных образований, территории которых включены в территорию эксперимента, государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по установлению размера курортного сбора на территории муниципального образования, установлению иных категорий лиц, освобождаемых от уплаты курортного сбора, а также иными полномочиями, не отнесенными настоящим Федеральным законом к исключительным полномочиям субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом предусматривается создание субъектами Российской Федерации, участвующими в эксперименте специального фонда развития курортной инфраструктуры (далее - Фонд), бюджетные ассигнования которого направляются исключительно на финансовое обеспечение работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры на территории эксперимента.
Согласно части 4 статьи 9 Федерального закона бюджетные ассигнования Фонда направляются в форме межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований, территории которых включены в территорию эксперимента.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального закона объем бюджетных ассигнований Фонда, направляемых в форме межбюджетного трансферта в бюджет муниципального образования должен составлять в 2018 году не менее 70 процентов прогнозируемого объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации от уплаты курортного сбора на территории этого муниципального образования и не менее 100 процентов - в последующие годы эксперимента.
Стоит также отметить, что согласно части 1 статьи 13 Федерального закона доходы от уплаты курортного сбора не учитываются при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации для распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом предусматривается также, что в целях осуществления общественного контроля за целевым расходованием бюджетных ассигнований Фонда при уполномоченном органе субъекта Российской Федерации создается Общественный совет, в состав которого должны быть включены представители операторов курортного сбора, представители общественных и экспертных организаций, действующих на территории эксперимента. Порядок формирования и осуществления деятельности Общественного совета утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом определяются полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимые для реализации эксперимента по введению курортного сбора.
Так, Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями, в том числе по определению федерального органа исполнительной власти ответственного за проведение эксперимента, а также полномочиями по утверждению и направлению в палаты Федерального Собрания Российской Федерации ежегодного отчета о ходе эксперимента и результатах эксперимента за прошедший период.
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации наделяется полномочиями, в том числе по определению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации ответственного за проведение эксперимента, а также полномочиями по утверждению порядка и сроков представления муниципальными образованиями заявок о включении территорий муниципальных образований в территорию эксперимента или об исключении из территории эксперимента, предложений по определению размера курортного сбора и (или) по определению иных категорий лиц, освобождаемых от уплаты курортного сбора.
За органами местного самоуправления закрепляются, в том числе следующие полномочия.
Глава муниципального образования обязан представлять в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации согласованные с представительными органами муниципального образования заявку о включении территории муниципального образования в территорию эксперимента или об исключении из территории эксперимента, предложения по определению размера курортного сбора и (или) по определению иных категорий лиц, освобождаемых от уплаты курортного сбора.
Кроме того, местные администрации должны представлять в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации предложения по формированию перечня работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры, подлежащих финансовому обеспечению за счет бюджетных ассигнований Фонда. Необходимо отметить, что в соответствии с частью 8 статьи 9 Федерального закона указанный перечень работ определяется соглашением, заключенным между субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием об организации работ по развитию курортной инфраструктуры.
Федеральным законом обязанность по исчислению, взиманию и перечислению в бюджет субъекта Российской Федерации курортного сбора возлагается на оператора курортного сбора - юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, осуществляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность по предоставлению гостиничных услуг и (или) услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению и (или) деятельность по обеспечению временного проживания (включая деятельность по предоставлению в пользование жилых помещений), в том числе в жилых помещениях.
Федеральным законом также определяется порядок осуществления регионального государственного контроля за исполнением плательщиками курортного сбора и операторами курортного сбора требований Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, связанных с проведением эксперимента.
Так, Федеральным законом предусматривается, что субъект Российской Федерации своим законодательством устанавливает ответственность за нарушение положений нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, связанных с проведением эксперимента, в том числе ответственность операторов курортного сбора за нарушения порядка и сроков исчисления, взимания и перечисления курортного сбора в бюджет субъекта Российской Федерации.
При этом частью 3 статьи 10 Федерального закона устанавливается, что законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации в сфере регионального государственного контроля, осуществляемого в ходе проведения эксперимента, в порядке, определенном Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с передачей необходимых материальных и финансовых средств.
Частью 3 статьи 2 Федерального закона предусматривается, что финансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих в связи с проведением эксперимента, осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае".
Первый заместитель |
С.М. Киричук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.