Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 21 июля 2017 г. N 5.1-01/1776
на проект федерального закона N 169585-7 "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае",
принятому Государственной Думой 19 июля 2017 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 169585-7 "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае" был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 6 мая 2017 года.
Федеральным законом предусматривается проведение на территориях Республики Крым, Алтайского края, Краснодарского края и Ставропольского края в 2018 - 2022 годах эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в целях сохранения, восстановления и развития курортов, формирования единого туристского пространства, создания благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма. В этих целях на территориях указанных субъектов вводится курортный сбор - плата за пользование курортной инфраструктурой, определяются плательщики курортного сбора (физические лица, достигшие совершеннолетия и проживающие в объектах размещения более 24 часов), размер курортного сбора (не более 100 рублей, а в 2018 году - не более 50 рублей в сутки), порядок и сроки его исчисления, уплаты и перечисления в бюджет субъекта Российской Федерации, перечень лиц, освобожденных от уплаты курортного сбора.
Федеральным законом также предусматривается создание фонда развития курортной инфраструктуры в составе бюджета субъекта Российской Федерации. Предполагается, что бюджетные ассигнования данного фонда будут направляться исключительно на финансовое обеспечение работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры на территории эксперимента.
Согласно Федеральному закону курортный сбор носит неналоговый характер и не входит в систему налогов и сборов Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации. Вместе с тем, по нему имеется ряд замечаний.
В сферу регулирования Федерального закона не включены специализированные средства размещения (например, кемпинги, плавучие отели и (или) гостиницы), в которых может находиться значительное число лиц, отдыхающих на территории курорта и пользующихся его инфраструктурой, что устанавливает неравное положение лиц, находящихся в указанных в Федеральном законе объектах размещения и обязанных платить курортный сбор, и лиц, временно проживающих в других средствах размещения.
Федеральным законом от уплаты курортного сбора освобождаются малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом "О государственной социальной помощи", которые имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного по месту их жительства в соответствующем субъекте Российской Федерации, при предъявлении документа, подтверждающего право на освобождение от уплаты курортного сбора. Однако законодательством Российской Федерации (федеральные законы "О государственной социальной помощи", "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг") не предусмотрена выдача гражданам каких-либо документов, подтверждающих отнесение граждан к указанным категориям.
В перечень лиц, освобождаемых от уплаты курортного сбора, не включена отдельная категория граждан, пострадавших от воздействия радиации, - граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, которые имеют удостоверения или справки соответствующего образца.
Отсутствие в перечне лиц, освобождаемых от уплаты курортного сбора, граждан, проживающих в объектах размещения в связи со служебной командировкой, приведет к увеличению расходов командирующих их организаций, в том числе органов государственной власти, бюджетных организаций.
Предусматривая невозможность взимания исчисленной суммы курортного сбора у плательщика курортного сбора (часть 3 статьи 10), Федеральный закон не конкретизирует случаи, когда удержать исчисленную сумму невозможно, и не определяет возможные последствия этого для плательщика, что может привести к проблемам правоприменительного характера.
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона ответственность за нарушение положений нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения по проведению эксперимента, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Полагаем, что ответственность за нарушение требования об уплате курортного сбора на территориях эксперимента в части вида ответственности и общих положений об ее применении должны быть установлены федеральным законодательством.
Предусмотренный статьей 14 Федерального закона порядок его вступления в силу соответствует порядку вступления в силу актов законодательства Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Правовые последствия принятия Федерального закона состоят в увеличении доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пункту "ж" (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как касается вопросов финансового регулирования. Рассмотрение Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 3 августа 2017 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителям Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину и Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам С.Н. Рябухину, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике В.В. Рязанскому, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Д.И. Азарову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.