Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 17 апреля 2017 г. N 5.1-01/860
по проекту федерального закона N 123588-7 "О ратификации Протокола N 15, вносящего изменения в Конвенцию о защите прав человека и основных свобод",
принятому Государственной Думой 12 апреля 2017 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона (N 123588-7) внесён в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 14 марта 2017 года. Названный в Федеральном законе Протокол от 24 июня 2013 года был подписан от имени Российской Федерации в городе Страсбурге 19 сентября 2016 года.
Протоколом преамбула Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года (далее - Конвенция) дополняется новым положением, согласно которому её государства-участники в соответствии с принципом субсидиарности несут основную ответственность за обеспечение прав и свобод, определённых в Конвенции и Протоколах к ней. Судебный надзор за выполнением государствами своих обязательств по названным международным договорам осуществляется Европейским судом по правам человека (далее - ЕСПЧ). При этом государства пользуются свободой усмотрения при выполнении Конвенции и Протоколов к ней на национальном уровне (ранее этот принцип был закреплён в правовых позициях ЕСПЧ, но в конвенционных положениях указание на него не содержится).
Согласно Протоколу из Конвенции исключаются нормы о прекращении полномочий судей ЕСПЧ по достижении ими 70-летнего возраста и о праве государств-участников возражать против уступки палатой ЕСПЧ юрисдикции в пользу Большой палаты ЕСПЧ (статьи 2 и 3 Протокола); срок подачи жалобы в ЕСПЧ сокращается с шести до четырёх месяцев (статья 4 Протокола).
В соответствии со статьёй 5 Протокола изменяется критерий "приемлемости" жалоб, установленный подпунктом b пункта 3 статьи 35 Конвенции в отношении жалоб заявителей, не понесших, по мнению ЕСПЧ, значительного ущерба. В частности, исключается положение, касающееся возможности рассмотрения ЕСПЧ дела, "которое не было надлежащим образом рассмотрено внутригосударственным судом". Данное изменение согласуется с принципом субсидиарности, предусматривающим, что защита прав и свобод человека на территории государства-члена Совета Европы является прежде всего обязанностью его органов (статья 1 Протокола).
Статьёй 2 Протокола устанавливается новое требование, предъявляемое к судьям ЕСПЧ - возраст кандидатов не должен превышать 65 лет на дату, к которой в соответствии со статьёй 22 Конвенции Парламентской ассамблеей Совета Европы был запрошен список, включающий трёх кандидатов. Данные изменения, применяются к тем кандидатам, которые будут включены в списки, представляемые в Парламентскую ассамблею Совета Европы Сторонами Конвенции в соответствии с её статьёй 22 после вступления в силу Протокола (пункт 1 статьи 8 Протокола).
Протокол вступает в силу в первый день месяца, следующего по истечении трёхмесячного срока с даты, когда все Стороны Конвенции выразили своё согласие на его обязательность (статья 7 Протокола). Изменение, вносимое статьёй 3 Протокола (касается отмены нормы о праве государств возражать против уступки юрисдикции), не применяется к делам, находящимся на стадии рассмотрения, в которых одна из сторон до даты вступления Протокола в силу выдвинула возражение против предложения Палаты ЕСПЧ уступить юрисдикцию в пользу Большой палаты. Статья 4 Протокола (касается сокращения срока для подачи жалобы в ЕСПЧ) начинает применяться по истечении шестимесячного срока с даты вступления Протокола в силу.
Изменения, вносимые Протоколом, направлены на повышение эффективности деятельности ЕСПЧ, поскольку позволяют ускорить процедуру рассмотрения дел, а также обеспечить более высокую стабильность и последовательность судебной практики, в частности за счёт отмены положений, касающихся истечения срока полномочий судей по достижении ими 70-летнего возраста и права государства возражать против уступки Палатой своей юрисдикции в пользу Большой Палаты в соответствии со статьёй 30 Конвенции. Кроме того, изменение критерия "приемлемости" жалоб и сокращение срока их подачи с 6 до 4 месяцев позволят снизить загруженность в работе ЕСПЧ.
В статье 7 представленного перевода Протокола на русский язык некорректно указано на пункт 1 этой статьи (в аутентичном тексте Протокола на английском языке деление статьи 7 на пункты отсутствует).
Федеральный закон и Протокол соответствуют Конституции Российской Федерации. Протокол согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" Протокол подлежит ратификации, поскольку содержит нормы, предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, проведена антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров Российской Федерации) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 27 апреля 2017 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителям Председателя Совета Федерации И.М.-С. Умаханову и Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.