Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 624319-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О меценатской деятельности",
внесенный депутатами Государственной Думы С.С. Говорухиным, И.Д. Кобзоном, З.Я. Рахматуллиной, В.М. Кононовым, М.Т. Гаджиевым, В.П. Водолацким, Ю.А. Левицким, Е.В. Бондаренко, а также М.П. Максаковой-Игенбергс, Б.К. Балашовым, Е.Н. Сенаторовой, М.И. Сердюком, М.В. Слипенчуком в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрен проект федерального закона N 624319-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О меценатской деятельности", внесенный депутатами Государственной Думы С.С. Говорухиным, И.Д. Кобзоном, З.Я. Рахматуллиной, В.М. Кононовым, М.Т. Гаджиевым, В.П. Водолацким, Ю.А. Левицким, Е.В. Бондаренко, а также М.П. Максаковой-Игенбергс, Б.К. Балашовым, Е.Н. Сенаторовой, М.И. Сердюком, М.В. Слипенчуком в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы.
Данным законопроектом предлагаются изменения в четыре законодательных акта Российской Федерации, направленные на установление определенных статусных льгот и преференций для иностранных граждан (и лиц без гражданства), осуществляющих в нашей стране меценатскую деятельность, Такие изменения затрагивают следующие Федеральные законы:
1) Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в статью 25.6);
2) Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в статью 18.1, пункт 4);
3) Федеральный закон от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (в статью 20, часть 4.1);
4) Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (в статью 14).
Инициируемое в законопроекте дополнение Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" предусматривает наделение иностранных граждан, въезжающих в нашу страну в целях осуществления меценатской деятельности, правом получения многократной гуманитарной или многократной рабочей визы на срок до трех лет с правом её последующего продления.
В Федеральном законе "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" согласно законопроекту предлагается зафиксировать возможность выдачи прибывшим в нашу страну на основании визы для занятия меценатской деятельностью иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на работу в Российской Федерации без учёта соответствующих квот, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
В соответствии с законопроектным изменением, предложенным в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", намечается освобождение иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих в Российской Федерации меценатскую деятельность, от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на миграционный учет по месту пребывания на срок, не превышающий 90 дней со дня их въезда на территорию России.
Наконец, в Федеральном законе "О гражданстве Российской Федерации" законопроектом для иностранных граждан, осуществляющих на территории Российской Федерации меценатскую деятельность, предложено установить упрощенный порядок приёма в российское гражданство - без соблюдения таких общих условий его приобретения, как обязательное 5-летнее проживание на территории нашей страны по виду на жительство в Российской Федерации, наличие законного источника средств к существованию и владение русским языком на определенном минимально необходимом уровне.
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству обращает внимание, что представленный проект федерального закона уже рассматривался Комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной Думы 6-ого созыва и решением данного Комитета, принятым на его заседании "29" января 2015 года был рекомендован к доработке до рассмотрения в 1-ом чтении в соответствии со статьей 112 (часть 6, пункт "а") Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Необходимость нового рассмотрения Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству данного законопроекта вызвана непредставлением его авторами уточненного варианта проекта (после возможной доработки согласно упомянутой выше рекомендации Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной Думы 6-ого созыва), - что по прошествии соответствующего периода после предыдущего обсуждения законопроекта требует его повторной оценки.
В связи с этим, - отмечая соответствие рассматриваемого законопроекта Конституции Российской Федерации и отсутствие в нём противоречий международным договорам нашей страны, - но одновременно констатируя также и его определенную несогласованность с иными положениями федеральных законов, (в которые им предлагаются изменения), так и с некоторыми другими законодательными актами Российской Федерации, - Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству не может оценить данную законодательную инициативу как юридически выверенную и достаточно мотивированную и обоснованную по существу содержащихся в ней предложений.
Так, предусмотренное данным проектом специальное закрепление в статье 25.6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" возможности выдачи иностранным гражданам, прибывающим в целях занятия меценатской деятельностью, многократной гуманитарной или многократной рабочей визы на срок до 3-х лет с правом её последующего продления, - имеет логические и смысловые разночтения с частями седьмой и восьмой этой же статьи, а также с содержательной структурой данной статьи в целом, поскольку она не предусматривает комбинированное сочетание правил о выдаче нескольких разновидностей обыкновенных виз на въезд в Российскую Федерацию для какой-то специальной категории лиц, (как это предусмотрено законопроектом).
При этом, инициируемое проектом оформление на льготных условиях иностранным гражданам, въезжающим или прибывшим в Российскую Федерацию для осуществления меценатской деятельности, обыкновенных рабочий виз и разрешений на работу в Российской Федерации, (т.е. документов, выдаваемых в целях трудовой деятельности, имеющей возмездный характер), является некорректным в силу иной - безвозмездной - сущности меценатской деятельности, определенной в качестве таковой в статье 4 Федерального закона от 4 ноября 2014 года N 327-ФЗ "О меценатской деятельности".
Одновременно, Комитет не считает достаточно обоснованным предполагаемое (в случае реализации законопроекта) распространение на иностранных граждан и лиц без гражданства, занятых в Российской Федерацией меценатской деятельностью, льготных разрешительных и регистрационных режимов, аналогичных предусмотренным в действующем законодательстве для высококвалифицированных иностранных специалистов, в отношении которых соответствующие преференции устанавливались в целях активизации развития Российской Федерации в высокотехнологичных и иных приоритетных сферах производства и экономики в целом.
В связи с изложенным, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 624319-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О меценатской деятельности", внесенный депутатами Государственной Думы С.С. Говорухиным, И.Д. Кобзоном, З.Я. Рахматуллиной, В.М. Кононовым, М.Т. Гаджиевым, В.П. Водолацким, Ю.А. Левицким, Е.В. Бондаренко, а также М.П. Максаковой-Игенбергс, Б.К. Балашовым, Е.Н. Сенаторовой, М.И. Сердюком, М.В. Слипенчуком в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.