Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике 25 апреля 2017 г. N 3.6-04/683
на проект федерального закона N 66499-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с созданием дополнительных механизмов финансового оздоровления кредитных организаций) (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 21 апреля 2017 года (проект N 66499-7), и отмечает следующее.
Данным Федеральным законом внесены изменения в Федеральные законы от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности", от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", направленные на установление в законодательстве Российской Федерации, регулирующем процедуры предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, новых (дополнительных) механизмов, изменяющих роль Банка России в санации кредитных организаций.
Нормами принятого Федерального закона Банку России дается право через управляющую компанию от имени Банка России участвовать в осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитных организаций с использованием денежных средств Фонда консолидации банковского сектора (далее - Фонд), сформированного из денежных средств Банка России, обособленных от остального имущества Банка России.
В соответствии с Федеральным законом Банк России вправе, за счет денежных средств, составляющих Фонд, приобретать акции (доли в уставном капитале) кредитных организаций, в отношении которых осуществляются меры по предупреждению банкротства, в том числе выше их номинальной стоимости; предоставлять вышеуказанным кредитным организациям субординированные кредиты (депозиты, займы, кредиты, облигационные займы, размещать депозиты, выдавать банковские гарантии).
Также Федеральным законом Банк России наделяется правом, по окончании процедуры санации кредитной организации, осуществлять продажу акций (долей в уставном капитале) данной кредитной организации, в том числе по цене ниже цены, по которой Банком России были приобретены акции (доли в уставном капитале) кредитной организации; предоставлять управляющей компании, в случае ее привлечения Банком России для урегулирования мероприятий по предупреждению банкротства кредитной организации, кредит для финансирования урегулирования обязательств кредитной организации; передавать в доверительное управление управляющей компании приобретенные Банком России акции (доли участия в уставном капитале), имущество, имущественные права, права требования и денежные средства.
Федеральным законом вносятся и иные изменения в федеральные законы, связанные с наделением Банка России новыми полномочиями по санации кредитных организаций. Так, новеллы Федерального закона в виде докапитализации Банком России санируемого банка, расширят набор инструментов процедуры санирования кредитных организаций. Меры по предупреждению банкротства будут реализованы за счет создания Фонда консолидации банковского сектора (далее - Фонд) из денежных средств Банка России и управляющей компании, которая будет действовать от имени регулятора, в том числе принимать меры по предупреждению банкротства и урегулированию обязательств санируемых банков, осуществлять инвестиции в их капитал. Одновременно с принятием решения о назначении в проблемный банк временной администрации, Банк России наделяется правом вводить мораторий на удовлетворение требований кредиторов. При этом действие моратория будет распространяться не только на денежные, но и на неденежные требования к банку. Допустима также продажа санируемого банка новому владельцу на проводимом Банком России открытом аукционе по завершении санации.
Комитет считает, что Федеральный закон отвечает вызовам времени, а реализация норм Федерального закона позволит перейти от кредитной схемы к прямому участию регулятора в капитале санируемых банков. Это сократит расходы Банка России на санацию кредитных организаций и повысит эффективность контроля за такими расходами, что также исключит зависимость санации от финансового состояния банка-инвестора.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы текста закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенные факторы не выявлены.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Ю.В. Неёлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.