Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи
на проект федерального закона N 1187178-6 "Об особенностях закупок проприетарного (закрытого) и свободного программного обеспечения",
внесенный депутатом Государственной Думы Д.Г. Новиковым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, рассмотрел внесенный депутатом Государственной Думы Д.Г.Новиковым проект федерального закона N 1187178-6 "Об особенностях закупок проприетарного (закрытого) и свободного программного обеспечения", и отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается введение новых понятий - проприетарного (закрытого) программного обеспечения и свободного программного обеспечения, устанавливаются особенности осуществления закупки проприетарного (закрытого) программного обеспечения и свободного программного обеспечения. В частности, предполагается определить содержание обоснования невозможности закупки свободного программного обеспечения, требование к документации о закупке, сроки внесения изменений в положение о закупках заказчиком. Также на заказчика возлагается обязанность размещать в информационной системе закупок сведения об общем количестве и стоимости договоров, заключенных по результатам закупок свободного программного обеспечения и проприетарного (закрытого) программного обеспечения. Предполагается установление преимуществ для российских поставщиков свободного программного обеспечения при определении поставщиков при проведении конкурса, аукциона или запроса предложений.
Предметом регулирования предлагаемых законопроектом понятий о проприетарном (закрытом) и свободном программном обеспечении являются авторские права, что не стыкуется с предметом регулирования законопроекта в целом, которым предполагается установление особенностей закупок программного обеспечения. Кроме того, в соответствии со статьей 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации объектами авторских прав являются программы для электронных вычислительных машин, а не программное обеспечение.
Необходимо отметить, что законопроект не соответствует нормам действующих федеральных законов, регулирующих вопросы закупок - Федеральному закону от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федеральному закону от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральному закону от 28 мая 2017 года N 99-ФЗ "О ратификации Протокола между государствами - участниками Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года о правилах и процедурах регулирования государственных закупок".
Также обращаем внимание, что в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от 27 июля 2007 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях расширения пользования российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, подтверждения их происхождения из Российской Федерации, а также в целях оказания правообладателям программ для электронных вычислительных машин и баз данных мер государственной поддержки в Российской Федерации создан реестр российского программного обеспечения. В развитие указанных норм Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года N 1236 был установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Таким образом, положения законопроекта в части установления преференций для российских компаний при осуществлении закупок программного обеспечения представляются избыточными.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи не поддерживает проект федерального закона N 1187178-6 "Об особенностях закупок проприетарного (закрытого) и свободного программного обеспечения" и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель комитета |
Л.Л. Левин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.