Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1187178-6 "Об особенностях закупок проприетарного (закрытого) и свободного программного обеспечения",
внесенному депутатом Государственной Думы Д.Г. Новиковым
(повторно к первому чтению)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона устанавливаются особенности закупок проприетарного (закрытого) и свободного программного обеспечения в целях предоставления преференций российским компаниям - поставщикам программного обеспечения, созданного на базе свободного программного обеспечения.
Предоставление преференций российским компаниям - поставщикам свободного программного обеспечения при осуществлении любых закупок не согласуется с положениями международных договоров Российской Федерации (Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года, Договор о зоне свободной торговли от 18.10.2011, Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014), а также положениями Федеральных законов от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ), от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", которыми предусмотрены меры государственной поддержки российских разработчиков программного обеспечения.
В проекте содержатся ссылки на Федеральный закон N 44-ФЗ и Федеральный закон N 223-ФЗ, положения которых распространяются только на определенных в них лиц. При этом исходя из пояснительной записки (предполагается регулирование закупок соответствующего программного обеспечения в том числе в частном секторе) и отсутствия в проекте специальных норм о круге лиц, на которых распространяется его действие, применение проектируемых норм возможно к лицам, в отношении которых положения Федерального закона N 44-ФЗ и Федерального закона N 223-ФЗ не применяются. Следовательно, в соответствии с основными началами гражданского законодательства (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации) такие лица при вступлении в гражданские правоотношения действуют своей волей и в своем интересе. В связи с этим распространение положений проектируемого федерального закона на них необоснованно. С учетом изложенного следует уточнить предмет регулирования проектируемого федерального закона, в том числе с учетом предметов регулирования Федеральных законов N 44-ФЗ и N 223-ФЗ, а также возможности регулирования соответствующих отношений отдельным федеральным законом.
При проектировании понятия "свободное программное обеспечение (СПО)" не учтена терминология ГК РФ о правовой охране программ для электронных вычислительных машин (проект использует термин "открытый исходный код", в то время как в соответствии с ГК РФ правовой охране подлежат в том числе "исходный текст и объектный код").
Проектом устанавливаются одинаковые требования к документации о закупке проприетарного (закрытого) программного обеспечения и свободного программного обеспечения, в то время как из определения понятий "проприетарное (закрытое) программное обеспечение (ППО)" и "свободное программное обеспечение (СПО)" следует, что они имеют различные правовые режимы. При этом указанные требования (см. подпункт "б" части 2 статьи 3 и подпункт "б" части 3 статьи 4 проекта) частично дублируют соответствующие положения части 10 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ.
В проектируемой части 1.2 статьи 3 проекта следует уточнить наименование органа, который согласовывает обоснование невозможности закупки свободного программного обеспечения и сопутствующих услуг.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.