Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
по проекту федерального закона N 11851-7 "О внесения изменений в Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В Комитете Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрен проект федерального закона N 11851-7 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", внесенный членом Совета Федерации В.В. Лаптевым.
Названным законопроектом предлагается распространить действие положений статей 447, 448 и 450, содержащихся в главе 52 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей особый порядок производства по уголовным делам, на лиц, являющихся зарегистрированными кандидатами на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), на должность главы муниципального образования, в депутаты представительного органа муниципального образования.
При этом решение о возбуждении уголовного дела в отношении зарегистрированного кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, должно приниматься соответствии со статьями 146 и 171 Уголовно-процессуального кодекса с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, а в отношении зарегистрированного кандидата на должность главы муниципального образования, в депутаты представительного органа муниципального образования - с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по городу, району.
Таким же образом предлагается решать вопрос о возбуждении следователем или дознавателем ходатайства пред судом об избрании в отношении указанных лиц меры пресечения в виде заключения под стражу.
По существу законопроекта необходимо отметить.
В главе 52 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрен особый порядок производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц, наделенных в силу осуществления ими особых государственных функций специальным статусом. Это такие лица, как члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица органов местного самоуправления, судьи, Председатель, его заместители и аудиторы Счетной палаты Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, и кандидат в президенты Российской Федерации, прокуроры, следователи, адвокаты, члены избирательных комиссий и комиссий референдумов, зарегистрированные кандидаты в депутаты Государственной Думы, депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов Российской Федерации. Указанным лицам федеральными конституционными законами и федеральными законами предоставлены повышенные гарантии прав личности, обусловленные данным статусом и направленные на ограждение от неправомерного вмешательства в их деятельность, в том числе и через уголовное преследование.
Таким образом, особый порядок привлечения к уголовной ответственности отдельных категорий лиц, установленный названной главой Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, обусловлен особым родом их деятельности и основан на положениях соответствующих федеральных конституционных законов и федеральных законов.
В пояснительной записке принятие законопроекта обосновывается частью четвертой статьи 41 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан и прав на участие в референдуме", согласно которой решения о возбуждении уголовного дела в отношении зарегистрированного кандидата, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу могут быть приняты с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации, руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации (соответственно уровню выборов). Однако в части четвертой статьи 41 названного Федерального закона речь идет только о кандидатах, зарегистрированных соответствующими избирательными комиссиями и избираемыми гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Вместе с тем кандидаты для избрания на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) могут быть избраны депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти автономного округа, входящего в состав края, области (пункты 3.2 и 3.2-1 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"). В то же время кандидаты на должность главы муниципального образования могут быть избраны представительными органами муниципального образования (статья 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В случае внесения предлагаемых изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации одни кандидаты будут привлекаться к уголовной ответственности в особом порядке, другие - в общем, что противоречит принципу равенства перед законом и судом, установленному статьей 19 Конституции Российской Федерации.
По мнению комитета, возможность привлечения к уголовной ответственности кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), на должность главы муниципального образования, в депутаты представительного органа муниципального образования необходимо сначала урегулировать соответственно в Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Комитет обращает также внимание, что, исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в Постановлении от 29 июня 2004 года N 13-П, Определении от 8 ноября 2005 года N 439-О, в отношении указанных категорий лиц в случае внесения соответствующих изменений в названные федеральные законы должен применяться особый порядок производства по уголовным делам даже и без внесения предлагаемых проектом изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству проект федерального закона N 11851-7 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не поддерживает и рекомендует его отклонить.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.