Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 11851-7 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации",
внесенному членом Совета Федерации В.В. Лаптевым
(повторно к первому чтению)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в части первые статей 447 и 448 и статью 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), дополнив перечень лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, предусмотренный главой 52 УПК РФ, лицами, являющимися зарегистрированными кандидатами на должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и главы муниципального образования, в депутаты представительного органа муниципального образования.
Данное предложение, как следует из пояснительной записки, обусловлено несогласованностью между положениями УПК РФ, не включающими указанные категории лиц в перечень лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, и положениями Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), устанавливающими в отношении любого зарегистрированного кандидата независимо от уровня выборов особый порядок принятия решения о возбуждении уголовного дела, привлечения его в качестве обвиняемого, возбуждения ходатайства перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу (пункт 4 статьи 41).
Нельзя не отметить, что определенные особенности производства следственных и процессуальных действий устанавливаются не только 52 главой УПК РФ, но и положениями других федеральных законов, определяющих статус отдельных категорий лиц, в связи с чем между положениями УПК РФ и других федеральных законов имеются несоответствия по субъектному составу применения особого порядка производства по уголовным делам.
Однако при решении вопроса о применении положений законодательных актов Российской Федерации, определяющих гарантии правового статуса отдельных категорий лиц, и об их соотношении с соответствующими положениями УПК РФ следует исходить из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которыми в ходе производства процессуальных действий не исключается применение норм иных - помимо УПК РФ - законов, если этими нормами закрепляются гарантии прав и свобод участников соответствующих процессуальных действий; о безусловном приоритете норм уголовно-процессуального законодательства не может идти речь в случаях, когда в иных (помимо УПК РФ, закрепляющего общие правила уголовного судопроизводства) законодательных актах устанавливаются дополнительные гарантии прав и законных интересов отдельных категорий лиц, обусловленные в том числе их особым правовым статусом; разрешение в процессе правоприменения коллизий между различными правовыми актами должно осуществляться исходя из времени принятия этих актов, а также из того, какой из этих актов является специальным, предусматривает больший объем прав и свобод граждан и устанавливает более широкие их гарантии (постановление от 29 июня 2004 года N 13-П, определение от 8 ноября 2005 года N 439-О).
Таким образом, в отношении указанных в проекте категорий лиц должен применяться особый порядок производства по уголовным делам (даже без внесения предлагаемых проектом изменений в УПК РФ).
Кроме того, при решении вопроса о внесении в УПК РФ предлагаемых проектом изменений следует учитывать, что в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может избираться как гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации и обладающими активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (пункт 3 статьи 18 Федерального закона N 184-ФЗ), так и депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти автономного округа, входящего в состав области, в случаях и порядке, установленных пунктами 3.2 и 3.2-1 статьи 18 Федерального закона N 184-ФЗ.
При этом в последнем случае на кандидатов не распространяются положения пункта 4 статьи 41 Федерального закона N 67-ФЗ об особом порядке производства по уголовным делам, поскольку по смыслу пункта 36 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ они не являются зарегистрированными кандидатами, то есть лицами, зарегистрированными соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидатов.
Отмечаем, что на рассмотрении Государственной Думы находится внесенный Архангельским областным Собранием депутатов проект федерального закона N 6078-7 "О внесении изменений в статьи 447 и 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", содержащий положения о внесении изменений в статьи 447 и 448 УПК РФ аналогичного характера и предусматривающий распространение особого порядка производства по уголовным делам также на зарегистрированных кандидатов в члены выборного органа местного самоуправления.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.