Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 24 апреля 2017 г. N 5.1-01/931
на проект федерального закона N 66477-7 "О внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
принятый Государственной Думой 21 апреля 2017 г.
Досье на проект федерального закона
Проект названного федерального закона (N 66477-7) был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, О.А. Николаевым и другими, членами Совета Федерации Н.А. Журавлевым, В.В. Полетаевым 28 декабря 2016 года.
Федеральным законом вносятся в федеральные законы "О банках и банковской деятельности", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" изменения, связанные с разделением банков на банки с универсальной лицензией и банки с базовой лицензией, исходя из минимального размера уставного капитала и минимального размера собственных средств (капитала) банка, а также перечня допускаемых к совершению ими операций.
Минимальный размер собственных средств (капитала) с 1 января 2018 года устанавливается: для банков с универсальной лицензией - в сумме 1 миллиард рублей; для банков с базовой лицензией - в сумме 300 миллионов рублей; для небанковских кредитных организаций - в сумме 90 миллионов рублей.
Для банков с базовой лицензией вводятся ограничения по видам банковских операций - они не вправе осуществлять банковские операции по размещению привлеченных денежных средств физических и юридических лиц, привлечению во вклады и размещению драгоценных металлов, а также выдаче банковских гарантий с иностранными юридическими лицами, иностранными организациями, не являющимися юридическими лицами по иностранному праву, а также с физическими лицами, личным законом которых является право иностранного государства (далее - субъекты). Не допускается открытие банком с базовой лицензией банковских (корреспондентских) счетов в иностранных банках, за исключением открытия счета в иностранном банке для целей участия в иностранной платежной системе. Банк с базовой лицензией не вправе приобретать права требования к вышеуказанным субъектам, осуществлять лизинговые операции с субъектами, а также выдавать в отношении этих субъектов поручительства.
При этом к банкам с базовой лицензией применяется упрощенное регулирование со стороны Банка России.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона кредитные организации, являющиеся банками на день вступления в силу Федерального закона, признаются с указанной даты банками с универсальной лицензией.
Если минимальный размер собственных средств (капитала) банка по состоянию на 1 января 2018 года не будет соответствовать новым требованиям, устанавливаемым Федеральным законом, то до 1 января 2019 года он должен изменить свой статус.
Федеральным законом предусматриваются сроки получения банками лицензий, соответствующих их статусу, для продолжения своей деятельности, а также порядок и сроки изменения статуса банка, небанковской кредитной организации или микрофинансовой компании и имеющихся у них лицензий в связи с изменением размера собственных средств (капитала).
Положения Федерального закона соответствуют Конституции Российской Федерации и согласуются с действующим законодательством Российской Федерации.
По Федеральному закону имеются следующие юридико-технические замечания.
В пунктах 1, 8, 10, 12 статьи 1 Федерального закона допущен пересчет частей статей 1, 13, 23 и 24 изменяемого Федерального закона соответственно, в пункте 2 статьи 2 Федерального закона допущен пересчет частей статьи 57 изменяемого Федерального закона, что недопустимо согласно правилам законодательной техники.
Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пункту "ж" (финансовое, кредитное регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
Федеральный закон в соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как касается вопросов финансового и кредитного регулирования.
Рассмотрение Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 6 мая 2017 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам С.Н. Рябухину, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.