Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
по проекту федерального закона N 796136-6 "О внесении изменения в статью 56 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 796136-6 "О внесении изменения в статью 56 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (о предоставлении медицинской организацией беременной женщине ультразвукового исследования, а также консультации), внесенный членом Совета Федерации Е.Б. Мизулиной, а также Е.Н. Сенаторовой, О.Н. Алимовой, О.Л. Михеевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается дополнить новой частью 1.1 статью 56 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) и установить требование к медицинской организации предлагать беременной женщине (до направления на искусственное прерывание беременности) пройти ультразвуковое исследование для визуализации плода и его сердцебиения и/или прослушивание (аускультацию) сердцебиения плода, а также консультацию в кабинете медико-социальной помощи женской консультации.
Авторы законопроекта указывают, что проведение ультразвукового исследования для визуализации плода и его сердцебиения и/или прослушивание (аускультация) сердцебиения плода, а также прохождение соответствующей консультации беременной женщиной, в ходе которой ей разъясняются негативные последствия аборта и право отказа от его проведения, повлекут осознанный выбор женщины о необходимости вынашивания и дальнейшего воспитания ребенка.
Согласно статье 56 Федерального закона N 323-ФЗ, искусственное прерывание беременности по желанию женщины проводится при сроке беременности до двенадцати недель.
При этом оно проводится:
1) не ранее 48 часов с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности:
а) при сроке беременности четвертая - седьмая недели;
б) при сроке беременности одиннадцатая - двенадцатая недели, но не позднее окончания двенадцатой недели беременности;
2) не ранее семи дней с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности при сроке беременности восьмая - десятая недели беременности.
Также, согласно пунктам 104 и 106 Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)", утвержденного Приказом Минздрава России от 1 ноября 2012 года N 572н, при первичном обращении женщины для искусственного прерывания беременности по желанию женщины или по социальному показанию врач - акушер-гинеколог, а в случае его отсутствия - врач общей практики (семейный врач), медицинский работник фельдшерско-акушерского пункта, направляет беременную в кабинет медико-социальной помощи женской консультации (Центр медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации) для консультирования психологом (медицинским психологом, специалистом по социальной работе). При отсутствии кабинета медико-социальной помощи консультирование проводит медицинский работник с высшим или средним медицинским образованием, прошедший специальное обучение, на основе информированного добровольного согласия женщины. Перед направлением на искусственное прерывание беременности при сроке до двенадцати недель рекомендуется проведение УЗИ органов малого таза. В целях сохранения беременности при проведении УЗИ органов малого таза беременной женщине демонстрируется изображение эмбриона и его сердцебиение (при наличии сердцебиения).
Комитет по охране здоровья отмечает, что финансово-экономическое обоснование к законопроекту не содержит расчетов увеличения расходов на финансовое обеспечение программы государственных гарантий, связанных с пересмотром частоты проведения ультразвукового исследования при обращении женщины с целью искусственного прерывания беременности на сроке беременности до 11 недель, и не позволяет дать оценку финансовых последствий реализации законопроекта и его влияния на сбалансированность программы государственных гарантий.
По мнению Комитета по охране здоровья, порядок организации искусственного прерывания беременности в полной мере регулируется федеральным законодательством и принятыми в соответствии с ним обязательными к исполнению нормативными правовыми актами.
На проект федерального закона получено отрицательное заключение Правительства Российской Федерации (от 17 сентября 2015 года N 6065п-П12).
Комитет по охране здоровья не поддерживает проект федерального закона N 796136-6 "О внесении изменения в статью 56 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и рекомендует его к отклонению в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 19 октября 2017 года (протокол N 35).
Председатель Комитета |
Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.