Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 163832-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации",
внесенному депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, П.В. Крашенинниковым, членами Совета Федерации В.И. Матвиенко, А.А. Клишасом
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 25 мая 2017 года (протокол N 47, пункт 49) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального законаN 163832-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, П.В. Крашенинниковым, членами Совета Федерации В.И. Матвиенко, А.А. Клишасом.
Законопроект регулирует порядок заслушивания информации о результатах деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Одновременно уточняется редакция некоторых положений о порядке взаимодействия депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с органами государственной власти и органами местного самоуправления, иными органами и организациями.
По данному законопроекту Комитет считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации федеративное устройство Российской Федерации основано, в частности, на единстве системы государственной власти (часть 3 статьи 5), в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (часть 2 статьи 77).
Подпунктом д.1. пункта 7 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами. Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2005 года N 773 "Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" конкретизировано, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):
- осуществляет организацию взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим министерствам;
- имеет право вносить в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителю федерального органа исполнительной власти предложение о дисциплинарной ответственности руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти за ненадлежащее исполнение им должностных обязанностей;
- согласовывает кандидатуру на должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 года N 725 "О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" определен порядок взаимодействия и координации, в частности, вопросы, по которым осуществляется взаимодействие и координация, и формы взаимодействия и координации, включая создание консультативно-совещательных и (или) координационных органов с участием представителей территориальных органов.
Таким образом, в настоящее время достаточно подробно регламентирован порядок взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Порядок их взаимодействия с законодательным (представительным) органов государственной власти субъекта Российской Федерации не урегулирован.
Между тем законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"). Это орган, который определяет основы регионального законодательства и политики и отвечает за законодательное обеспечение реализации федеральной государственной политики в субъекте Российской Федерации. В этой связи вопросы его взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, получения от них информации о состоянии дел в субъекте Российской Федерации, обсуждения перспектив и приоритетов развития законодательства и реализации единой государственной политики в субъекте Российской Федерации представляется крайне важным и необходимым.
В связи с этим предлагаемый законопроектом механизм заслушивания информации о деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на заседаниях законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации представляется актуальным и востребованным.
По тексту законопроекта имеется лишь небольшое редакционное замечание. В предлагаемой новой редакции статьи 16 Федерального закона от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" после слов "органов местного самоуправления" необходимо дополнить словами ", муниципальных органов, не являющихся органами местного самоуправления" (к таковым относится, в частности, избирательная комиссия муниципального образования).
В связи с вышеизложенным Комитет поддерживает указанный законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.