Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 412414-6 "О внесении изменений в статьи 9 и 14 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
(в части уточнения требований к заключению договора поставки и ограничения доли присутствия на рынке торговой сети),
внесенный Законодательным Собранием Вологодской области
Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 412414-6 "О внесении изменений в статьи 9 и 14 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в части уточнения требований к заключению договора поставки и ограничения доли присутствия на рынке торговой сети), внесенный Законодательным Собранием Вологодской области, и отмечает следующее.
Законопроектом вносятся изменения в статьи 9 и 14 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ), которые направлены на предупреждение неправомерных действий хозяйствующих субъектов, связанных с оказанием услуг по продвижению товаров в рамках заключения (исполнения) договора поставки и на сокращение предельной доли присутствия на рынке отдельной торговой сети.
В частности, п. 1 законопроекта предлагается внести изменения в статью 9 "Права и обязанности хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, и хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров" Федерального закона N 381-ФЗ. Предложено ввести запрет как на включение в договор поставки продовольственных товаров условий о совершении субъектом торговой деятельности действий, направленных на продвижение товаров, так и на исполнение такого договора. При этом, продвижение поставленных товаров субъектами торговой деятельности невозможно будет на основании договоров возмездного оказания услуг.
Обращаем внимание на то, что последние существенные изменения Федерального закона N 381-ФЗ и, в частности, статьи 9 приняты Федеральным законом от 03.07.2016 г. N 273-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ). Установленные Федеральным законом N 273-ФЗ положения усилили защиту поставщиков и призваны исключить произвольные действия субъектов торговой деятельности. Так, действующей редакцией статьи 9 Федерального закона N 381-ФЗ установлен запрет на включение в договор поставки условий по продвижению поставленных товаров, их реализация. При заключении и (или) исполнении (реализации) договора поставки продовольственных товаров запрещается понуждение контрагента к заключению договора возмездного оказания услуг (в том числе с третьими лицами), направленного на оказание услуг по продвижению товаров, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг, а также иных договоров.
Вместе с тем, полностью исключать возможность заключения договоров возмездного оказания услуг в торговой сфере неправомерно, поскольку такое предложение противоречит основам гражданского законодательства Российской Федерации.
Пунктом 2 законопроекта предлагается внести изменение в статью 14 "Ограничение приобретения, аренды хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, дополнительной площади торговых объектов", сократив предельную долю присутствия торговой сети на рынке отдельного административно-территориального образования с 25 до 10 процентов. Эта мера, по мнению авторов, призвана предупредить консолидацию, монополизацию и снижение конкуренции на рынке розничной продовольственной торговли.
Следует отметить, что отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, регулируются Федеральным законом от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". В соответствии с ч. 2 ст. 5 указанного Федерального закона не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов.
Принимая во внимание особенности развития торговой деятельности, а также во избежание достижения отдельными торговыми сетями доминирующего положения на рынке, использования ими рыночной силы в своих интересах, было принято решение об ограничении предельной доли присутствия на рынке розничной торговли продовольственным товарами в размере 25 процентов.
Так, согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 381-ФЗ "хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации (муниципального района, городского округа), не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения".
В рамках Федерального закона N 273-ФЗ проблема формирования конкурентной среды была решена иначе. Изменено понятие торговой сети, к которой отнесено "совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции", или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации". Понимая под торговой сетью не отдельного хозяйствующего субъекта, а хозяйствующих субъектов, входящим с ним в одну группу лиц, расчет доли присутствия на рынке каждой отдельной торговой сети сокращается.
Представляется, что повысить эффективность функционирования розничного рынка продовольственными товарами в Российской Федерации и обеспечить реализацию произведенной отечественной продукции возможно при условии развития торгово-логистической инфраструктуры, кооперации и многообразия форматов торговых объектов.
Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству предлагает отклонить проект федерального закона N 412414-6 "О внесении изменений в статьи 9 и 14 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", как утративший свою актуальность.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.