Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 387369-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части определения понятия социальной нормы потребления коммунальных услуг),
внесенный А.А. Смирновым, В.В. Соболевым, С.В. Журавлевым, Д.А. Литвинцевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 387369-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части определения понятия социальной нормы потребления коммунальных услуг), внесенный А.А. Смирновым, В.В. Соболевым, С.В. Журавлевым, Д.А. Литвинцевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы (далее - законопроект).
Законопроектом предполагается дополнить статью 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации пунктом, предусматривающим закрепление нормы, в соответствии с которой стоимость коммунальных услуг, предоставленных в пределах социальной нормы потребления, будет компенсироваться населению за счет принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) соответствующих тарифных решений с учетом установленной социальной нормы потребления коммунальных услуг.
Как указано в пояснительной записке, предлагаемые законопроектом изменения статьи 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации направлены на усиление принципа социальной поддержки населения при начислении платы за потребленные коммунальные услуги.
Законопроект предусматривает закрепление в Жилищном кодексе Российской Федерации определения социальной нормы потребления коммунальных услуг, как минимального, но достаточного для жизнеобеспечения количества (объема) коммунальных услуг, которое потребляется населением и приравненными к нему категориями потребителей, в пределах которого оказание услуг осуществляется без взимания платы при условии обязательной компенсации организациям, осуществляющим поставки энергетических ресурсов и оказание коммунальных услуг, соответствующей части затрат на их осуществление.
При этом предусматривается, что такая компенсация обеспечивается за счет установления для населения экономически обоснованных цен (тарифов) на коммунальные услуги, поставляемые сверх социальной нормы. Порядок определения таких компенсаций должен устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Законопроектом также предполагаются изменения в отраслевые законы, а именно в Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", предусматривающие, как указано в пояснительной записке к законопроекту, иной порядок компенсации недополученных доходов организациям, осуществляющим поставки энергетических ресурсов и оказание коммунальных услуг.
По мнению Комитета, закрепление в Жилищном кодексе Российской Федерации определения социальной нормы потребления коммунальных услуг действительно необходимо, в связи с тем, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. N 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)" утверждено Положение об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
При этом необходимо учитывать, что постановлением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года N 151 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 года N 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)", направленные на реализацию решения о предоставлении субъектам Российской Федерации права самостоятельно принимать решение о целесообразности и сроках перехода на расчеты за коммунальные услуги с применением социальной нормы потребления электрической энергии с учетом региональных особенностей.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 года N 614 (с учетом указанных изменений) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) принимает решение о применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности). При этом по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации социальная норма может не устанавливаться и не применяться в отношении населения и (или) приравненных к нему категорий потребителей.
Таким образом, глава субъекта Российской Федерации сам принимает решение - будет или не будет применяться социальная норма потребления электрической энергии на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и утверждает соответствующее решение.
Также необходимо отметить, что в настоящее время, при оплате жилищно-коммунальных услуг осуществляется социальная поддержка в виде субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых с учетом уровня доходов населения, а также в виде льгот (скидок к оплате) и компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Действующая система поддержки граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг является гибкой и позволяет изменять условия и объем предоставляемой поддержки с учетом изменения стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета указанных субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
По мнению Комитета предлагаемый законопроектом механизм бесплатной поставки коммунальных услуг в рамках социальной нормы противоречит принципу социальной защиты, а именно принципу адресности и нуждаемости, так как, по сути предусматривает субсидирование всех потребителей. Такой механизм может быть реализован только через включение понятия "социальная норма" в систему адресного субсидирования, осуществляемого за счет средств бюджета.
Также необходимо отметить, что одной из основных целей введения социальной нормы потребления коммунальных услуг предполагалось стимулирование снижения их потребления населением, в том числе электроэнергии, то есть того вида услуг, отпуск которого почти повсеместно измеряется при помощи приборов учета. При этом, плата за электроснабжение в общем платеже за коммунальные услуги составляет очень незначительную часть. Следовательно, введение предлагаемой законопроектом нормы окажет незначительное влияние на общий платеж потребителей.
Внесение предлагаемых законопроектом изменений в Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" представляется излишним, так как данный закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.
Принимая во внимание изложенное, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 387369-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в представленной редакции и рекомендует Государственной Думы его отклонить.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.