Заключение Общественной палаты РФ
по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона N 27073-7 "О внесении изменений в статью 396 Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Общественной палатой Российской Федерации проведена общественная экспертиза проекта федерального закона N 27073-7 "О внесении изменений в статью 396 Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект).
Законопроект разработан Министерством экономического развития Российской Федерации и внесен Правительством Российской Федерации в Государственную думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы 14 ноября 2016 года. Как указано в пояснительной записке, законопроектом предлагается скорректировать порядок применения коэффициентов с учетом сроков и видов жилищного строительства, определяемых градостроительным законодательством. В этих целях разработчики законопроекта предлагают внести ряд изменений в статью 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 394 НК РФ налоговая ставка не может превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (представленных) для жилищного строительства.
Согласно положениям пункта 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 статьи 396 НК РФ.
В соответствии с пунктом 15 статьи 396 НК РФ в действующей редакции "в отношении земельных участков, приобретенных (представленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке".
Согласно действующей редакции пункта 16 статьи 396 НК РФ в отношении земельных участков, приобретенных (представленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Законопроект предусматривает новые возможности для применения повышенных коэффициентов налогообложения в отношении физических лиц и (или) организаций, имеющих в собственности земельные участки, на которых в соответствии с разрешенным использованием допускается жилищное строительство; а также в отношении физических лиц, имеющих в собственности земельные участки, на которых в соответствии с разрешенным использованием допускается индивидуальное жилищное строительство.
В целях налогового стимулирования собственников земельных участков авторы законопроекта предлагают внести следующие изменения в пунктах 15 и 16 статьи 396 НК РФ.
В соответствии с предлагаемыми законопроектом изменениями в пункт 15 статьи 396 НК РФ:
- исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) с учетом коэффициента 2 будет производиться в течение трехлетнего срока, начиная с месяца внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об установлении (изменении) разрешенного использования земельного участка, предусматривающего жилищное строительство, а не с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки;
- исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) с учетом коэффициента 2 будет производиться вплоть до месяца государственной регистрации прав на построенный жилой дом или месяца получения разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию, либо месяца утверждения проекта планировки территории, если в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке (далее - документация по планировке территории), предусмотрено строительство жилых домов и (или) многоквартирных домов общей площадью от 500 тысяч квадратных метров, а не до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
- исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) с учетом коэффициента 4 будет производиться в течение периода, превышающего установленный законопроектом трехлетний срок, вплоть до месяца государственной регистрации прав на построенный жилой дом или месяца получения разрешения на ввод многоквартирного дома либо месяца утверждения документации по планировке территории .
Авторы законопроекта дополняют пункт 15 статьи 396 НК РФ пунктами 15.1 и 15.2, которые устанавливают более длительный срок для исчисления суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по налогу) с учетом коэффициента 2 (без перехода на исчисление суммы земельного налога с учетом коэффициента 4):
- десятилетний срок, если документацией по планировке территории предусмотрено строительство жилых домов и (или) многоквартирных домов общей площадью от 500 тысяч до 1 миллиона квадратных метров (включительно);
- пятнадцатилетний срок, если документацией по планировке территории предусмотрено строительство жилых домов и (или) многоквартирных домов общей площадью свыше 1 миллиона квадратных метров. При этом в случае завершения жилищного строительства до истечения установленных законопроектом сроков собственники земельных участков вправе будут рассчитывать на зачет земельного налога только за последние три года.
Авторы законопроекта предлагают внести изменения в пункт 16 статьи 396 НК РФ, затрагивающие интересы собственников земельных участков, на которых допускается индивидуальное жилищное строительство. В соответствии с предлагаемой редакцией пункта 16 статьи 396 НК РФ: "в отношении земельных участков, находящихся в собственности физических лиц и на которых в соответствии с разрешенным использованием допускается индивидуальное жилищное строительство, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на земельный участок вплоть до месяца государственной регистрации прав на построенный индивидуальный жилой дом", а не до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости, как предусмотрено действующей редакцией.
При этом авторы законопроекта предлагают дополнить статью 396 НК РФ пунктом 17, согласно которому переход права собственности на земельный участок другому лицу, раздел земельного участка (объединение земельных участков) не прерывают течение сроков, по истечении которых суммы налога будут исчисляться с учетом повышенного коэффициента, за исключением случаев перехода права собственности в порядке наследования.
Общественная палата Российской Федерации поддерживает идеи, на реализацию которых направлен законопроект, о необходимости целевого использования земельных участков, принятия мер по совершенствованию правового регулирования градостроительной деятельности, законодательного пресечения действий недобросовестных приобретателей ("скупщиков") участков, предназначенных для жилищного строительства.
Общественная палата Российской Федерации поддерживает введение более продолжительных сроков исчисления суммы налога с учетом коэффициента 2, а не 4, в отношении земельных участков с большими объемами застройки (более 500 тыс. кв.м.). Законопроект создает возможность для снижения налогового бремени, увеличивая сроки, в течение которых применяется повышающий коэффициент 2, а не 4.
Общественная палата Российской Федерации считает целесообразным и оправданным замену понятия "объект недвижимости" на "построенный жилой дом" применительно к определению периода уплаты земельного налога с повышающим коэффициентом в отношении таких категорий налогоплательщиков, как организации и индивидуальные предприниматели, т.к. это нововведение позволяет бороться с обходом норм пунктов 15 и 16 статьи 396 НК РФ путем регистрации на соответствующем земельном участке любых объектов недвижимости (не относящихся к жилищному строительству).
Однако вызывает сомнение своевременность и целесообразность распространения данной меры налогового стимулирования на граждан-собственников тех земельных участков, на которых допускается индивидуальное жилищное строительство, в нынешних непростых экономических условиях.
Помимо вышеизложенного Общественная палата Российской Федерации просит обратить внимание на следующие замечания и предложения к законопроекту.
1. Законопроектом предлагается определять момент начала течения сроков для применения коэффициентов 2 и 4 при исчислении земельного налога "с месяца внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об установлении (изменении) разрешенного использования земельного участка, предусматривающего жилищное строительство".
С одной стороны, такое изменение позволяет бороться с обходом соответствующих норм путем передачи земельного участка от одного лица другому. В то же время возможны ситуации, когда лицо приобрело земельный участок, для которого жилищное строительство в качестве разрешенного использования было установлено ранее. В соответствии с действующим регулированием у такого лица трехлетний срок исчисляется с момента приобретения земельного участка; в соответствии с предлагаемым регулированием момент начала исчисления трехлетнего срока "сместится" на более ранний момент (на момент, когда сведения о разрешенном использовании внесены в государственный кадастр недвижимости).
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 законопроекта течение трехлетнего срока, не истекшего до дня вступления в силу законопроекта, "продлевается до завершения сроков исчисления земельного налога (авансовых платежей по налогу) с учетом коэффициента 2, установленных пунктом 15 статьи 396 НК РФ в редакции настоящего Федерального закона".
Существует правовая неопределенность в вопросе о том, продлевается ли срок, исходя из ранее действовавшего момента начала его исчисления (с момента приобретения земельного участка) или исходя из вводимого момента начала исчисления (с момента внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о разрешенном использовании).
По мнению Общественной палаты Российской Федерации, исчисление сроков с момента установления разрешенного использования необоснованно сократит трехлетний срок применения коэффициента 2 для лиц, которые ранее приобрели земельные участки, и нарушит тем самым принцип стабильных условий хозяйствования.
Аналогичная ситуация возможна применительно к новой редакции пункта 16 статьи 396 НК РФ.
Как представляется, законопроект не должен "изменять" момент начала течения срока исчисления суммы налога с повышающим коэффициентом.
2. В пункте 15.2 законопроекта предусматривается возможность возврата излишне уплаченного налога, исчисленного с коэффициентом 2. Однако максимальный период, за который осуществляется возврат, ограничен трехлетним сроком. Такой срок возврата налога коррелирует с положениями пункта 7 статьи 78 НК РФ. Однако при таком регулировании строительство жилых домов большой площади (от 500 тыс. кв. м.), для которого установлены сроки в 10 и 15 лет, оказывается в заведомо невыгодном положении, т.к. завершение строительства таких домов в установленные законодательством сроки (т.е. без нарушения градостроительных норм) не обеспечит пользователю земельного участка полного возврата всех сумм излишне уплаченного налога за пределами трёхлетнего срока. В этом случае льготная ставка, установленная в подпункте 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ, для таких лиц в полном объеме фактически применяться не будет. Представляется, что если целью законопроекта является стимулирование соблюдения сроков строительства, то возврат излишне уплаченного налога должен быть полным, т.е. за весь период строительства, оконченного в установленные сроки.
Таким образом, Общественная палата Российской Федерации поддерживает принятие проекта федерального закона N 27073-7 "О внесении изменений в статью 396 Налогового кодекса Российской Федерации" с учетом вышеизложенных замечаний и предложений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.