Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 619355-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в части определения доли отечественных продовольственных товаров в ассортименте торговых сетей и о сокращении сроков оплаты поставленных товаров) внесен Московской областной Думой
Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 619355-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в части определения доли отечественных продовольственных товаров в ассортименте торговых сетей и о сокращении сроков оплаты поставленных товаров), внесенный Московской областной Думой, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 8 и 9 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ), согласно которым устанавливается доля реализуемых через торговые сети товаров отечественного производства, сокращаются сроки оплаты поставленных товаров и вводится запрет на заключение с субъектами торговой деятельности договоров возмездного оказания услуг по продвижению товаров.
Так, статьей 1 законопроекта с целью поддержки отечественных производителей предлагается дополнить ст. 8 Федерального закона N 381-ФЗ новой частью, на основании которой хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность посредством организации торговой сети, обязан обеспечить наличие в торговой сети не менее 50% отечественной продовольственной продукции по каждому из представленных видов продукции.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "статьей 1 законопроекта" следует читать "пункт 1 законопроекта"
Данное предложение законопроекта не может быть поддержано, поскольку не соответствует ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации, ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации и международным договорам России в рамках ЕАЭС и ВТО. В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности.
Законопроект в этой части противоречит основным принципам и целям функционирования единого экономического пространства, закрепленным в Договоре о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014), к которым относится соблюдение принципов рыночной экономики, добросовестной конкуренции, стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза. Более того, ст. 76 Договора устанавливает прямой запрет на действия (бездействие) хозяйствующий субъектов, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам (субъектам рынка).
Кроме этого, реализация ст. 1 законопроекта приведет к внутренним противоречиям Федерального закона N 381-ФЗ, поскольку предложение не соответствует ч. 2 ст. 8 Федерального закона N 381-ФЗ, на основании которой хозяйствующий субъект самостоятельно определяет порядок, условия осуществления торговой деятельности и ассортимент продаваемых товаров. Как субъект предпринимательской деятельности в рамках гражданско-правовых отношений, он действует на свой риск и в своем интересе, приобретая для последующей розничной продажи товар, пользующийся наибольшим потребительским спросом и с гарантированным сбытом. В противном случае, торговая организация не будет рентабельной.
При этом не учитывается, что ряд видов продовольственных товаров не производится (не произрастают) в Российской Федерации, например, бананы, ананасы и др. экзотические фрукты, некоторые цитрусовые, какао и т.д. Отечественные овощи и фрукты имеют сезонность и не могут в достаточных объемах обеспечить круглогодичные поставки в торговые сети. В этой связи принятие законопроекта приведет к вымыванию продукции с полок торговых сетей, сокращению ассортимента и ее удорожанию.
Представляется, что цель внесения законопроекта, как поддержка отечественного производителя, также не будет достигнута. Нет оснований полагать, что установив долю отечественной продукции в торговых сетях, гарантированно будут обеспечены производство и сбыт такой продукции. Проблемы импортозамещения, поддержки отечественных товаропроизводителей выходят за рамки торговой деятельности и решаются комплексно, в том числе посредством поддержки отраслей сельского хозяйства. Кроме этого, чтобы торговля стала эффективным каналом сбыта, требуется современная торговая инфраструктура, логистические центры и многообразие форматов торговли - ярмарки, сельскохозяйственные рынки, магазины у дома, нестационарная торговля, дистанционная, развозная торговля для отдаленных территорий и т.д., обеспечивающих сбор, хранение, перевозку и сбыт продукции как крупных агрохолдингов и товаропроизводителей, так и небольших фермерских хозяйств.
Следует также учитывать, что в результате сложившейся непростой внешнеполитической и экономической ситуации, торговые организации, адаптируясь к новым условиям осуществления своей деятельности, в настоящее время фактически заместили импортное продовольствие отечественными товарами, при этом, ассортимент продаваемых отечественных товаров на полках значительно выше 50%.
Статьей 2 законопроекта предлагается внести изменения в ст. 9 "Права и обязанности хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, и хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров" Федерального закона N 381-ФЗ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "Статьей 2 законопроекта" следует читать "Пунктом 2 законопроекта"
Обращаем внимание, последние существенные изменения Федерального закона N 381-ФЗ и, в частности, статьи 9 приняты Федеральным законом от 03.07.2016 г. N 273-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ). Установленные Федеральным законом N 273-ФЗ положения обеспечивают защиту поставщиков и призваны исключить произвольные действия субъектов торговой деятельности.
В частности, Федеральным законом N 273-ФЗ после проведенных процедур согласования с хозяйствующими субъектами были сокращены сроки оплаты поставленной продукции. Более того, поставленные товары подлежат оплате со дня фактического получения таких товаров субъектом торговой деятельность, т.е. фактически после отгрузки товаров, а не после исполнения поставщиком обязанности по передаче документов, относящихся к поставкам таких товаров, как ранее действовала эта норма и что являлось основанием для сознательного затягивания со стороны субъектов торговой деятельности сроков оплаты поставленных товаров
Подпунктом "б" п. 2 законопроекта признается утратившей силу ч. 11 ст. 9 Федерального закона N 381-ФЗ. В силу части 11 услуги по продвижению товаров, услуги по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иные подобные услуги могут оказываться хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг.
Между тем, исключение или признание утратившей силу указанной нормы, принимая во внимание гражданско-правовой характер отношений, возникающих в торговой сфере, и общие положения гражданского законодательства о свободе договора (Гл. 39 ГК РФ о договоре возмездного оказания услуг), не будет означать запрета на заключение хозяйствующими субъектами договоров оказания услуг. Исключая ч. 11 ст. 9 из Федерального закона N 381-ФЗ, стороны договора поставки продовольственных товаров будут вправе заключать договор возмездного оказания услуг по продвижению товаров на основании указанных норм гражданского права.
Подпункт "в" п. 2 законопроекта в отношении новой редакции ч. 12 ст. 9 Федерального закона N 381-ФЗ о запрете включения в договор поставки условий по продвижению товаров также учтен в Федеральном законе N 273-ФЗ. Принята и действует более широкая норма, которая распространяет такой запрет не только на момент заключения, но и на исполнение договора поставки. В соответствии с данной редакцией не допускается включение в договор поставки продовольственных товаров (либо исполнение (реализация) такого договора в соответствующей части) условий о совершении субъектом торговой деятельности в отношении поставленных продовольственных товаров действий, связанных с оказанием услуг по продвижению товаров и иных подобных услуг. При заключении и (или) исполнении (реализации) договора поставки продовольственных товаров запрещается понуждение контрагента к заключению договора возмездного оказания услуг (в том числе с третьими лицами).
Таким образом, содержащиеся в рассматриваемом законопроекте предложения в большинстве своем учтены и действуют на основании принятого Федерального закона N 273-ФЗ, соответственно, в настоящее время утеряли свою актуальность.
Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству предлагает внесенный Московской областной Думой проект федерального закона N 619355-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" отклонить.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.