Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 398-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации
(в части снижения ставки единого сельскохозяйственного налога)",
внесенному депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, А.Л. Бурковым, О.Н. Епифановой, О.А. Ниловым, М.В. Емельяновым, А.Г. Аксаковым, И.А. Ананских, В.Г. Газзаевым, В.К. Гартунгом, А.Н. Грешневиковым, Е.Г. Драпеко, С.И. Крючеком, О.А. Николаевым, Г.З. Омаровым, А.А. Ремезковым, Н.И. Рыжаком, А.В. Терентьевым, Ф.С. Тумусовым, Г.П. Хованской, А.В. Чепой, О.В. Шеиным
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел указанный проект федерального закона и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 346.8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), предусматривающие уменьшение налоговой ставки по единому сельскохозяйственному налогу с 6 до 3 процентов.
Как указано в финансово-экономическом обосновании к законопроекту, реализация предлагаемых мер приведет к выпадающим доходам бюджетной системы Российской Федерации в 2017 году в сумме 3,6 млрд. рублей. Вместе с тем, источники компенсации выпадающих доходов авторами законопроекта не предусмотрены.
Комитет отмечает, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сельскохозяйственные товаропроизводители имеют возможность выбора между применением общего режима налогообложения, системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога) или упрощенной системы налогообложения.
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) представляет собой льготный режим налогообложения, применение которого подразумевает освобождение налогоплательщиков от уплаты ряда налогов (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций (физических лиц), налог на добавленную стоимость).
Налоговой базой при его применении признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов, определяемых нарастающим итогом с начала налогового периода (статья 346.6 Кодекса).
Налоговая ставка при этом составляет 6%. На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя она может быть уменьшена соответствующими законами до 4 процентов в отношении периодов 2017-2020 годов для всех или отдельных категорий налогоплательщиков (статья 346.8 Кодекса).
Сельскохозяйственные товаропроизводители вправе также воспользоваться льготами по иным режимам налогообложения.
В частности, по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей предусмотрена налоговая ставка в размере 0 процентов по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции (пункт 1.3 статьи 284 Кодекса).
В целях оказания поддержки указанной категории налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, субъекты Российской Федерации могут воспользоваться предоставленным им правом уменьшения налоговой ставки с 15 до 5 процентов по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (пункт 2 статьи 346.20 Кодекса). На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя налоговая ставка по указанному налогу может быть уменьшена соответствующими законами до 3 процентов в отношении периодов 2017-2020 годов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности (пункт 3 статьи 346.20 Кодекса).
Кроме того, согласно пункту 4 статьи 346.20 Кодекса субъекты Российской Федерации вправе также устанавливать налоговую ставку при применении упрощенной системы налогообложения в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления закона субъекта Российской Федерации и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах.
Таким образом, в настоящее время действующим законодательством предоставлено достаточно налоговых преференций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также полномочий для субъектов Российской Федерации по установлению дифференцированных налоговых ставок по налогам, уплачиваемым в связи с применением иных режимов налогообложения (кроме системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей).
Кроме того, учитывая, что согласно статьям 61 - 61.3, 61.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации единый сельскохозяйственный налог зачисляется в местные бюджеты, реализация предлагаемой законодательной меры окажет отрицательное влияние на доходы местных бюджетов.
Комитет также отмечает, что к данному законопроекту поступило 12 отрицательных отзывов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и 6 положительных. За принятие законопроекта высказались 4 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, против - 34. На него также имеется отрицательное заключение Счетной палаты Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, Комитет не поддерживает проект федерального закона N 398-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части снижения ставки единого сельскохозяйственного налога)" и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.