Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 14 февраля 2017 г. N 3.2-05/369
по Федеральному закону "О внесении изменений в статьи 11 и 20 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" н статью 27 Федерального закона "О воинской обязанности н военной службе"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 11 и 20 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и статью 27 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (проект N 1186354-6), принятый Государственной Думой 10 февраля 2017 года (далее - Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральный закон направлен на установление персональной ответственности за осуществление полномочий, функций и исполнение обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации на руководителей федеральных органов исполнительной власти, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), глав муниципальных образований, глав местных администраций и руководителей организаций, а также на обеспечение единого подхода к формированию призывных комиссий по мобилизации граждан в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
Действующим Федеральным законом от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" установлено, что "должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за исполнение возложенных на них обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации в соответствии с законодательством Российской Федерации, создают необходимые условия работникам мобилизационных органов для исполнения возложенных на них обязанностей" (пункт 3 статьи 11). Такое нечеткое определение круга лиц, которые несут персональную ответственность за исполнение обозначенных полномочий, в недостаточной мере способствует ответственному отношению руководителей соответствующих органов публичной власти к организации исполнения указанных полномочий.
Рассматриваемым Федеральным законом в статьи 11 и 20 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" вносятся изменения, которыми:
1) закрепляется персональная ответственность за осуществление соответствующих полномочий и обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации за руководителями федеральных органов исполнительной власти, высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главами муниципальных образований, главами местных администраций и руководителями организаций;
2) уточняется регулирование организации призыва граждан на военную службу по мобилизации в части формулировок наименований видов муниципальных образований, в которых создаются призывные комиссии. А именно, устанавливается, что призывные комиссии по мобилизации граждан в субъектах Российской Федерации, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения создаются решениями высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) по представлениям военных комиссаров. При этом предписывается, что председателем призывной комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации, должно являться высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а председателем призывной комиссии, создаваемой в муниципальном образовании, - глава муниципального образования.
Кроме того, в Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" вносится уточняющее изменение, которым устанавливается, что в состав призывной комиссии (осуществляющей призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе) в качестве председателя призывной комиссии включается глава соответствующего муниципального образования или его заместитель. Тем самым создается дополнительное условие заинтересованного и ответственного отношения глав муниципальных образований к обеспечению надлежащей работы призывных комиссий (действующий порядок позволяет включать в призывную комиссию в качестве представителя местной администрации любого муниципального служащего).
Комитет считает, что данный Федеральный закон будет способствовать надлежащему исполнению установленных законодательством Российской Федерации полномочий и обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации, а также обеспечению надлежащей работы призывных комиссий.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 11 и 20 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и статью 27 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Председатель Комитета |
Д.И. Азаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.