Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 331562-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности",
внесенный депутатом Государственной Думы А.В. Беляковым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 331562-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности", внесенный депутатом Государственной Думы А.В. Беляковым.
Рассматриваемым законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" в части установления правовой дефиниции понятия "сосуществование" и закрепление такового в числе одной из задач государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности, а также введения правового регулирования буферных зон.
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии отмечает следующее.
В виду наличия значительных рисков генетического загрязнения сходных генно-модифицированным культурных и диких родственных растений при выпуске генно-инженерно-модифицированных организмов в окружающую среду, предлагаемое автором законопроекта введение в российское законодательство принципа сосуществования и создание буферных зон, в качестве практической реализации такого принципа, Комитетом оценивается положительно.
Тем не менее, в отношении предложенных автором рассматриваемого законопроекта механизмов правового регулирования названных способов обеспечения безопасности использования генно-инженерно-модифицированных организмов, Комитет считает необходимым отметить следующее.
В тексте законопроекта автором многократно используется терминологическая конструкция "продукция, произведенная традиционными методами", правовое содержание которой не раскрывается, что влечет за собой затруднения при определении объекта правового регулирования. Так, к объекту правового регулирования законопроекта может быть отнесена продукция осуществляемой традиционными методами добычи объектов животного мира и водных биологических ресурсов, продукция традиционного природопользования, осуществляемого коренными малочисленными народами Российской Федерации, и т.д.
Далее, автором законопроекта, в качестве одной из задач государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности, установленных статьей 4 Федерального закона от 5 июля 1996 года N 86-ФЗ "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности", предлагается закрепить "сосуществование производства органической продукции и продукции, произведенной традиционными методами, и продукции, произведенной из/или с использованием генно-инженерно-модифицированных организмов, обеспечивающего безопасность здоровья". Принимая во внимание данное автором законопроекта определение термина "сосуществование", как режима производства продукции, необходимо отметить, что в качестве задачи гос. регулирования может выступать обеспечение режима, но не режим, как таковой.
Устанавливаемые абзацем вторым пункта 2 статьи 5.1 Федерального закона "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" критерии определения ширины буферной зоны расплывчаты, и не позволяют однозначно определить ее существенные показатели.
Пунктом 4 новой статьи 5.1. Федерального закона "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности", автором законопроекта предлагается введение особого порядка установления буферных зон, предусматривающего в качестве одного из условий применения такового - наличие одинаковых, присваиваемых генно-инженерно-модифицированным организмам, уникальных кодов. При этом законодательством Российской Федерации, в том числе рассматриваемым законопроектом, кодификация ГМО не предусмотрена.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии считает целесообразным предложить субъекту права законодательной инициативы доработать проект федерального закона N 331562-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании в сфере генно-инженерной деятельности" с учетом вышеназванных замечаний.
Председатель Комитета |
Е.А. Туголуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.