Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию и науке
на проект федерального закона N 331562-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности"
(о введении терминов "сосуществование" и "буферные зоны"),
внесенный А.В. Беляковым и О.Л. Михеевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию и науке рассмотрел указанный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внесение изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности", предусматривающих установление буферных зон вокруг земельного участка (участков) или его части, на территории которых осуществляется производство продукции из/или с использованием генно-инженерно-модифицированных организмов, с целью обеспечения "сосуществования и предотвращения попадания примесей и/или перемещения генно-инженерно-модифицированных организмов в органическую продукцию или продукцию, произведенную традиционными методами". В границах указанных буферных зон предполагается устанавливать особые требования к использованию земельных участков и производству сельскохозяйственных культур.
Практическим воплощением механизма сосуществования является создание вокруг земельных участков, на территории которых осуществляется производство продукции с использованием генно-инженерно-модифицированных организмов, так называемых буферных зон.
Комитет отмечает, что поставленные авторами законопроекта задачи требуют внесения целого ряда изменений в законодательство Российской Федерации. Так, отношения, связанные с зонированием земель, а также их разрешенным целевым использованием, регулируются земельным и градостроительным законодательством. С введением предусмотренных законопроектом норм установление буферных зон будет необходимо и для территорий, на которых расположены организации, осуществляющие производство всех видов трансгенной продукции, включая готовые пищевые продукты, лекарственные средства, корма для животных и т.д.
Необходимо также отметить, что в законопроекте содержится ряд терминов ("органическая продукция", "продукция, произведенная традиционным методом", "вред, причиняемый органической продукции или продукции, произведенной традиционным методом", "локализация", "однородные биологические свойства", "уникальный код, который присваивается генно-инженерно-модифицированным организмам", "смежные территории" и т.д.), содержание которых не уточняется, что создает правовую неопределенность.
На представленный законопроект поступили отзывы от:
- 37 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации - 35 положительных и 2 отрицательных;
- 16 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - 15 положительных и 1 отрицательный.
В то же время, Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает. Основное замечание - положения законопроекта требуют внесения системных изменений в законодательство Российской Федерации.
Правовое управление аппарата Государственной Думы в своем заключении отмечает, что законопроектом вводится особый порядок установления буферных зон, предусматривающий в качестве одного из условий его применения - наличие уникальных идентификационных кодов, присвоенных генно-инженерно-модифицированным организмам (пункт 4 проектируемой статьи 5.1 Федерального закона от 5 июля 1997 г. N 86-ФЗ "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности"). При этом законодательством Российской Федерации, а также рассматриваемым законопроектом кодификация таких организмов не предусмотрена.
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии V созыва высказал ряд замечаний по законопроекту. В частности устанавливаемые критерии определения ширины буферной зоны расплывчаты и не позволяют однозначно определить ее существенные показатели. Комитет предложил субъектам права законодательной инициативы доработать проект федерального закона N 331562-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании в сфере генно-инженерной деятельности".
Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям V созыва рекомендовал субъектам права законодательной инициативы в соответствии с частью 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы изменить текст законопроекта с учетом поступивших замечаний и предложений и направить его на имя Председателя Государственной Думы.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по образованию и науке рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 331562-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" (о введении терминов "сосуществование" и "буферные зоны") в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.