Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию и науке рассмотрел проект федерального закона N 520625-6 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части усиления ответственности в области генно-инженерной деятельности).
Проектом указанного федерального закона предусмотрено внесение следующих изменений: в статью 12 Федерального закона от 5 июля 1996 года N 86-ФЗ "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности", в статью 15 Федерального закона от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", в статью 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предлагаемые статьей 1 законопроекта изменения в статью 12 Федерального закона "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" направлены на повышение ответственности юридических и физических лиц (граждан), осуществляющих генно-инженерную деятельность, а также должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления за ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в области генно-инженерной деятельности.
В этой связи следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 358-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности", статья 12 Федерального закона 5 июля 1996 года N 86-ФЗ "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" была дополнена частью второй, согласно которой нарушение юридическими лицами, осуществляющими на территории Российской Федерации генно-инженерную деятельность, производство и (или) поставку продукции, полученной с применением генно-инженерно-модифицированных организмов или содержащей такие организмы, законодательства Российской Федерации в области генно-инженерной деятельности, выразившееся в использовании генно-инженерно-модифицированных организмов не в соответствии с разрешенным видом (видами) целевого использования, нарушении специальных условий использования генно-инженерно-модифицированных организмов, в том числе при производстве конкретного вида продукции, либо в использовании генно-инженерно-модифицированных организмов и (или) продукции, не зарегистрированных в установленном порядке, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В законопроекте предлагается установить дисциплинарную ответственность в отношении граждан (физических лиц), которые осуществляют генно-инженерную деятельность, а также установить виды дисциплинарной ответственности и порядок применения дисциплинарных взысканий. Но к предмету правового регулирования Федерального закона "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" предлагаемые положения законопроекта, определяющие виды дисциплинарной ответственности и порядок применения дисциплинарных взысканий, не относятся.
Базовые положения регулирования вопросов дисциплины труда, а также виды и порядок применения дисциплинарных взысканий установлены Трудовым кодексом Российской Федерации. Так, согласно статьям 192 и 193 Трудового кодекса Российской Федерации дисциплинарные взыскания применяются за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. В соответствии с порядком применения дисциплинарных взысканий, за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. При этом, при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
Законопроектом предлагается внести дополнения в статью 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие административную ответственность за искажение сведений о безопасности генно-инженерной деятельности и уровне риска, и о принимаемых мерах по обеспечению безопасности генно-инженерной деятельности лиц, обязанных такую информацию предоставлять. Категория должностных лиц, которые в пределах своей компетенции применительно к объекту контроля и надзора вправе возбуждать и рассматривать дела по указанному составу административного правонарушения, нуждается в уточнении.
В этой связи следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 358-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности" Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях был дополнен статьей 6.3.1, предусматривающей меры административного воздействия за нарушение законодательства Российской Федерации в области генно-инженерной деятельности.
Так, нарушение законодательства Российской Федерации в области генно-инженерной деятельности, выразившееся в использовании генно-инженерно-модифицированных организмов и (или) продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, которые не прошли государственную регистрацию в случае, если государственная регистрация предусмотрена указанным законодательством, или срок действия свидетельства о государственной регистрации которых истек, либо в использовании генно-инженерно-модифицированных организмов не в соответствии с целями, для которых они зарегистрированы, либо в нарушении специальных условий использования генно-инженерно-модифицированных организмов, в том числе при производстве конкретного вида продукции, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Кроме того следует отметить, что в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" запрещаются выращивание и разведение растений и животных, генетическая программа которых изменена с использованием методов генной инженерии и которые содержат генно-инженерный материал, внесение которого не может являться результатом природных (естественных) процессов, за исключением выращивания и разведения таких растений и животных при проведении экспертиз и научно-исследовательских работ.
Авторами законопроекта также предлагается внести изменения в Федеральный закон от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов": в пункте 1 статьи 15 предлагается установить необходимость соответствия пищевых продуктов требованиям нормативных документов к допустимому содержанию генно-инженерно-модифицированных организмов.
Требования к качеству и безопасности пищевой продукции в Российской Федерации установлены наднациональными нормативными правовыми актами - техническими регламентами Таможенного союза. Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года N 880 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", вступивший в силу с 01.07.2013. Статьей 7 этого технического регламента установлено, что при производстве (изготовлении) пищевой продукции из продовольственного (пищевого) сырья, полученного из генно-инженерно-модифицированных организмов растительного, животного и микробного происхождения, должны использоваться линии, прошедшие государственную регистрацию.
Следует также отметить, что в соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 года N 2300-1 информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации;
Статьей 12 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" предусмотрена ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге). В частности, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
Комитет также отмечает, что в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 17 декабря 1997 года N 149-ФЗ "О семеноводстве" запрещается ввозить на территорию Российской Федерации и использовать для посева (посадки) семена растений, генетическая программа которых изменена с использованием методов генной инженерии и которые содержат генно-инженерный материал, внесение которого не может являться результатом природных (естественных) процессов, за исключением посева (посадки) таких семян при проведении экспертиз и научно-исследовательских работ.
Комитет считает, что вопросы установления мер ответственности за нарушение правовых норм, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении гражданами и юридическими лицами генно-инженерной деятельности, урегулированы действующим законодательством.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы высказало по законопроекту ряд существенных замечаний концептуального и юридико-технического характера.
Комитет Совета Федерации по экономической политике и Комитет Государственной Думы по охране здоровья VI созыва не поддерживают законопроект.
Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям VI созыва рекомендовал субъектам права законодательной инициативы в соответствии с частью 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы изменить текст законопроекта с учетом поступивших замечаний и предложений и направить его на имя Председателя Государственной Думы.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по образованию и науке не поддерживает проект федерального закона N 520625-6 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части усиления ответственности в области генно-инженерной деятельности) и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.