Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 1051801-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка присвоения и регистрации имени",
внесенному членом Совета Федерации В.А. Петренко
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 23 июня 2016 года (протокол N 312, пункт 17) Комитетом Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрен проект федерального закона N 1051801-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка присвоения и регистрации имени", внесенный членом Совета Федерации В.А. Петренко.
Проектом предлагается внести изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" с целью запрета записи имени, содержащего цифровое, буквенное обозначения, числительные, символы или их любую комбинацию, аббревиатуры, ненормативную лексику, ранги, должности.
По мнению авторов, принятие проекта позволит обеспечить более эффективную государственную защиту конституционных прав несовершеннолетних граждан на имя.
Полагаем, что предлагаемая идея проекта заслуживает внимания и может быть поддержана. Вместе с тем, механизм реализации этой идеи вызывает ряд вопросов.
1. Пунктом 1 статьи 3 проекта предусматривается, что в случае, когда родители не заявляют в установленный срок о рождении ребенка, регистрация рождения ребенка происходит в порядке, установленном статьей 19 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния".
Однако, статьей 19 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ предусматривается государственная регистрация рождения найденного (подкинутого) ребенка.
В этой связи, представляется, что установление подобной отсылочной нормы в законодательстве не является правомерным, так как пропуск установленного срока сам по себе не является отказом родителей от своего ребенка и не лишает их родительских прав.
Иными словами, по мнению Комитета, в случае принятия данного изменения положения законодательства об актах гражданского состояния вступят в противоречие друг с другом.
Полагаем, что для реализации данной новеллы проекта необходимо разработка отдельного правового механизма, обеспечивающего регистрацию рождения и присвоения имени ребенку, в случае пропуска родителями установленного для этого срока.
2. По мнению Комитета, необходимо обратить внимание на терминологию проекта и используемый понятийный аппарат, например, согласно терминологии Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ имя ребенка не регистрируется, а "записывается", регистрируется факт рождения ребенка.
Таким образом, полагаем, что с учетом предоставленной авторами информации о возникающих в этой сфере проблемах установление предусмотренных проектом ограничений при осуществлении записи имени ребенка представляется целесообразным и действительно может способствовать защите конституционных прав несовершеннолетних граждан на "нормальное" имя. При этом следует отметить, что проект нуждается в значительной доработке.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей считает, что концепция рассматриваемого законопроекта может быть поддержана с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.